Аналитики БКС подготовили глобальный взгляд на рынок — Стратегию на III квартал 2023 г. Разбираемся, что будет происходить в макроэкономике: восстановление потребительского спроса — главная интрига этого года.
В Стратегии на II квартал 2023 г. мы подчеркивали, что основной причиной более высоких, чем ожидалось, экономических показателей стали возросшие госрасходы. Вместе с тем, несмотря на рост бюджетной поддержки, в конце 2022 г. частное потребление было слабым и оставалось существенным сдерживающим фактором для экономики в первые месяцы 2023 г.
Однако в конце I квартала 2023 г. разворот тенденции потребительского спроса, по всей видимости, стал причиной более высокой, чем ожидалось, экономической активности. В результате в I квартале текущего года рост экономики с корректировкой на сезонность составил 0,6% к/к. Опережающие индикаторы также указывают на то, что восстановление может быть относительно устойчивым, учитывая растущие госрасходы, которые вряд ли вернутся к заложенным в бюджете уровням, особенно в преддверии года выборов.
Потребительская активность выросла на фоне снижения нормы сбережений и повышения интереса к кредитным ресурсам. По данным ЦБ, розничные кредиты продолжили расти в мае, увеличившись на 2% м/м (против 1,7% в апреле) — соответствует среднемесячному росту в 2021 г.
Основной драйвер кредитования — рост ипотечных кредитов. Годовой рост розничного кредитования ускорился до 15,4% г/г при повышении на 20,8% г/г в ипотечном и 10,3% в неипотечном сегменте.
Наш прогноз основан на предположении о сохранении текущего положения дел. Мы предполагаем, что в части внешних факторов режим санкций в целом не изменится (хотя давление, вероятно, усилится, экономический эффект не может быть оценен из-за широкого и неопределенного диапазона возможных санкционных сценариев).
В то же время считаем, что рост мировой экономики останется на уровне 2,4–2,7% в 2023 г. и постепенно ускорится до 3% в 2024–2025 гг. Это предполагает, что цены на нефть начнут постепенно восстанавливаться. Вместе с тем, согласно нашим прогнозам, дисконт для Urals снизится с текущих $23 за баррель до $15 за баррель на конец 2023 г. Таким образом, Urals к концу года может подорожать до $60 за баррель.
Со стороны внутренних факторов не ожидаем значительных изменений, способных поднять экономику на новый уровень развития и трансформации. Однако государственные расходы продолжают играть ключевую роль в смягчении последствий экономического кризиса в России. По итогам 5 месяцев 2023 г. российские власти потратили около 46% от запланированного бюджета, в то время как средний показатель за пять месяцев обычно находится в пределах 35%.
Хотя Минфин продолжает указывать на значительную часть нераспределенных резервов и подчеркивает, что в начале 2023 г. осуществлялось значительное авансирование (1,5 трлн руб.), мы считаем, что кабмину не удастся стабилизировать расходы, по крайней мере до президентских выборов в марте 2024 г.
Помимо этих факторов, до конца 2023 г. российская экономика продолжит отражать эффект низкой базы на фоне относительно стабильного восстановления.
Наш предыдущий макроэкономический прогноз предполагал, что эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов с декабря 2022 г. и февраля 2023 г. приведет к дальнейшему сокращению экономики к/к до второй половины 2023 г. Однако фискальный импульс в конце 2022 г. и в начале 2023 г., а также общий рост госрасходов смягчили ухудшение условий внешней торговли и потребительского спроса.
Таким образом, экономика продолжила восстанавливаться и в I квартале 2023 г. показала рост на 0,6% к/к (с корректировкой на сезонность), что означает снижение всего на 1,8% г/г после падения на 2,7% г/г в IV квартале 2022 г. Достаточно позитивное развитие событий заставило нас пересмотреть прогноз роста экономики России на 2023 г.
Теперь мы не ожидаем экономического спада во II полугодии 2023 г., хотя и прогнозируем более медленную динамику до конца 2023 г. По итогам текущего года российская экономика, вероятно, покажет рост на 1%.
Тем не менее санкционное давление и сохраняющийся слабый спрос на мировом рынке нефти оказались сильнее, чем мы первоначально предполагали. В результате нам пришлось с большей осторожностью оценивать дальнейшую динамику цен на нефть и объемы добычи.
В начале 2023 г. мы ожидали восстановления добычи нефти в России до 10,8 млн баррелей в сутки на конец 2023 г. и до 11,2 млн барр. в сутки на конец 2024 г. Однако после заключения сделки ОПЕК+ в июне эти значения были понижены до 10,4 и 10,2 млн баррелей в сутки на конец 2023 г. и 2024 г. соответственно. Цена Urals при этом восстановится до $60 за баррель в конце 2023 г. (прежний прогноз — $64 за баррель), на 2024 г. наш прогноз не изменился — $69за баррель в IV квартале 2024 г.
В результате внешние счета выглядят слабее, чем ожидалось. Мы снизили наши оценки экспорта на 2023 г., но немного повысили прогноз импорта, поскольку поставки в Россию оставались относительно высокими, несмотря на снижение курса рубля. В соответствии с этими оценками и прогнозом, что первичные и вторичные доходы останутся на уровне $45–50 млрд, профицит счета текущих операций в 2023 г. окажется на уровне $50 млрд (прежний прогноз — $72 млрд). В 2024 г. ожидается дальнейшее ослабление внешнеторговых позиций России на фоне снижения объемов экспорта нефти.
Дальнейшая динамика рубля по-прежнему будет зависть от ряда факторов:
• внешние торговые потоки.
• объем продаж иностранной валюты экспортерами.
• механизм бюджетного правила, который в целом снижает волатильность рубля.
Сочетание этих факторов, а именно слабые экспортные потоки, восстановление импорта и завершение продаж юаня в III квартале 2023 г., говорят в пользу того, что российская валюта будет торговаться в среднем на отметке 80,3 руб. за доллар в 2023 г. (прежний прогноз — 76,3 руб. за доллар).
Курс рубля остается одним из ключевых факторов, определяющих рост потребительских цен. Однако, несмотря на то, что российская валюта с начала года уже потеряла почти 20% своей стоимости по отношению к доллару, инфляция SAAR за последние четыре месяца оставалась в пределах 4%. Это можно объяснить тем, что цены были частично скорректированы на конец 2022 г., поскольку рынок ожидал, что эмбарго приведет к снижению экспортных потоков, следовательно, к ослаблению рубля.
Однако снижение стоимости российской валюты поддерживает цены на более высоких уровнях. В то же время на фоне восстановления потребительского спроса, инфляция становится более зависимой от спроса, что повышает роль денежно-кредитной политики и ее эффективность в управлении инфляцией. Жесткая риторика ЦБ и возможное повышение ставки на 50 б.п. до 8%, вероятно, стабилизируют инфляцию на уровне 5,2% в 2023 г.
Однако, что более важно, это позволит стабилизировать рост цен в пределах целевого уровня 4% в 2024 г. и поддерживать его на этом уровне в дальнейшем — это считается основной целью регулятора. Во II полугодии 2024–2025 гг., когда фискальная политика станет менее проинфляционной, как и потребительский спрос, ЦБ, вероятно, вернется к циклу снижения ставок, и процентная ставка может быть понижена до нейтрального уровня, который оценивается в 6%.
В то время как денежно-кредитная политика представляется относительно прозрачной, дальнейшие решения властей, включая госрасходы, поиск дополнительных доходов бюджета и дальнейшую корректировку механизма бюджетного правила, остаются основными факторами неопределенности.
На 5 месяцев 2023 г. дефицит бюджета составил 3,4 млрд руб., превысив дефицит в 2,9 млрд руб., предусмотренный законом о бюджете, в результате более низких, чем ожидалось, нефтегазовых доходов и роста госрасходов (35% г/г за 5 месяцев). Хотя власти подчеркнули, что эти бюджетные расходы включают значительную часть авансовых платежей, Кабмину вряд ли удастся сократить бюджетные расходы до заложенных в бюджете цифр (29 млрд руб.).
По нашим оценкам, дефицит бюджета увеличится до 4–4,5 трлн руб. в 2023 г. при расходах в размере 31 трлн руб. Президентские выборы в I квартале 2024 г. также могут привести к пересмотру бюджетного плана. Однако снижение нефтегазовых доходов и некоторая неопределенность в отношении будущих ненефтяных доходов указывают на необходимость бюджетной консолидации в среднесрочном плане.
В целом, хотя текущее экономическое положение России может показаться лучше, чем ожидалось, с ожидаемым ростом ВВП на 1% в 2023 г. вместо прогнозируемого спада, в среднесрочном плане власти вряд ли найдут деньги для финансирования ускоряющегося восстановления. Следовательно, в 2024–2025 гг. экономика продолжит компенсировать потери, полученные в 2022 г., и достигнет роста в 1,1–1,3% г/г — вблизи потенциального выпуска.
Среди внешних факторов усиление санкционного давления остается основным риском для наших прогнозов. Вместе с замедлением/рецессией в мире это может ухудшить внешние счета и бюджетную стабильность России — в первую очередь через канал экспорта энергоносителей и импорта технологий.
Что касается внутренних факторов, слабость бюджетных позиций остается значительным источником негативных рисков для роста экономики и восстановления рынка. Поиск дополнительных доходов бюджета или другие методы бюджетной консолидации с упором на расходы на оборонную промышленность могут оказать давление на рост экономики России.
Позитивный риск для роста и данного прогноза может возникнуть в результате некоторого ослабления украинского конфликта и более эффективного расходования бюджетных средств с акцентом на поддержку экономики. Относительная стабильность на рынке труда и дальнейшая адаптация бизнеса — также основание для улучшения перспектив России.
По ссылкам ниже вы можете прочитать подробные аналитические материалы по отдельным секторам российского рынка и увидеть рекомендации по отдельным акциям — просто нажмите на нужное название компании.
БКС Мир инвестиций
Низкий риск — уверенный рост