Заждались IPO. Кто может выйти на Мосбиржу в 2023

Текущий год пока не порадовал российских инвесторов выходом новых компаний на биржу. Разберемся, почему так происходит, и чего можно ожидать в будущем.

Итоги IPO в 2022

На Московской бирже ожидается первое и единственное в этом году IPO: новым резидентом площадки станет Whoosh — платформа для краткосрочной аренды электросамокатов. Торги акциями начнутся 14 декабря.

Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда на рынке появилось 10 новых компаний и 1 сменила депозитарные расписки на акции.

Читайте также: 5 последних дебютов на Мосбирже: IPO 2021 года и их результаты сегодня

2020–2021 гг. были более яркими, причем как в России, так и в США. Причины простые: тогда ликвидность была высокой, а процентные ставки центральных банков — низкими.


Почему так слабо

Причин для заморозки новых IPO в России достаточно:  

• Инвесторы из недружественных стран не могут торговать на нашем рынке. Раньше IPO ориентировались на участие иностранцев, которые составляли более 50% покупателей новых бумаг. Сейчас можно рассчитывать только на внутренних инвесторов, а спроса с их стороны недостаточно. Значит и премия в цене не будет высокой.

• Рост ключевой ставки в конце 2021 г. и резкое ужесточение в феврале. Сейчас ставка находится на уровне 7,5%, но это все еще выше большей части 2020–2021 гг.

• Рынок в целом выглядит дешево и оценивается по низким мультипликаторам. А значит, объем привлечения средств в рамках IPO при прочих равных будет ниже.

• Иностранные биржи NYSE, NASDAQ, LSE и западные клиринговые организации приостановили торги и операции по бумагам российских компаний. Это останавливает российские компании от проведения IPO за рубежом.

Многие публичные компании имеют иностранную «прописку» и процесс редомициляции стал бы важным трендом. Компании ищут новые торговые площадки: по результатам этой работы могут сделать для себя выводы и те, кто еще не вышел IPO, а только планирует этот процесс. Возможно, будущие IPO будут проводиться на восточных биржах вместо западных, с последующим листингом на Мосбирже.

Кто на паузе

Вспомним, кто планировал выйти на IPO и отложил свои планы:

• Mercury Retail Group — владелец сети магазинов «Красное и белое». IPO компании могло стать крупнейшим за последнее десятилетие, но было отменено из-за «сложившихся рыночных условий», как заявила группа.

• Делимобиль — сервис каршеринга или краткосрочной аренды авто. Компания перенесла планы выхода на биржу с 2021 на 2022 г. из-за рыночных условий, но в текущем году так и не вышла на биржу.

• Сибур Холдинг — интегрированная нефтегазохимическая компания. Сибур сообщал о возможности IPO в 2022 г., но планы так и не подтвердились.

• Азбука Вкуса и Вкусвилл — два продуктовых ритейлера заявляли о своем желании выйти на биржу.

• Рольф — автодилер, еще в начале 2021 г. заявил о подготовке к IPO.

Некоторые перечисленные компании даже начинали подготовку к IPO. В целом, если судить по заявлениям менеджмента и самой Мосбиржи, в 2022 г. или позже на площадке могли бы появиться порядка 40 новых эмитентов, среди известных имен, в том числе:

• Самокат — сервис быстрой доставки продуктов, в прошлом СП Сбера и VK, перешедший банку.
• Медси — сеть частных клиник, принадлежащая АФК Система.
• Инвитро — компания, предоставляющая услуги лабораторной диагностики.
• МТС Банк — российский банк, в большей степени принадлежит компании МТС.
• AliExpress Россия — маркетплейс.
• Степь — агрохолдинг компании Система.
• Биннофарм — российская фармацевтическая компания, еще один актив Системы.
• Металлоинвест — крупнейший в России производитель железорудного сырья.
• Group-IB — IT-компания, которая специализируется на кибербезопасности.
• ГК «Астра» — разработчик отечественной операционной системы Astra Linux.
• Владелец Додо пицца заявлял о выходе на биржу в начале 2021 г., но планы компании намечены лишь на 2024 г.

Чего ждать от 2023

Российский рынок полон компаний, которые потенциально могут выйти на IPO. Новости об их планах уже появлялись, процессы подготовки у многих были запущены, но отложены.

Для активизации IPO нужен триггер, которым могут стать:

- Стабилизация геополитической ситуации.

- Выход других крупных компаний на публичный рынок. Успех большого игрока может подстегнуть спрос других компаний.

- IPO на восточных биржах с последующим листингом на Мосбирже, в том числе компаний в процессе редомициляции.

- Рост рынка акций сам по себе мог бы стать важным основанием для новых размещений. Ведь чем дороже оцениваются компании в целом на рынке, тем больше можно привлечь в рамках IPO.

В ближайшее время показательной историей выступит IPO Whoosh: по успехам этого размещения можно будет косвенно судить о перспективах российского рынка IPO в 2023 г.  

БКС Мир инвестиций

Год без комиссии

Инвестируйте с бонусом — вернем до 1 000 000 ₽

Инвестировать