
Текущий год пока не порадовал российских инвесторов выходом новых компаний на биржу. Разберемся, почему так происходит, и чего можно ожидать в будущем.
На Московской бирже ожидается первое и единственное в этом году IPO: новым резидентом площадки станет Whoosh — платформа для краткосрочной аренды электросамокатов. Торги акциями начнутся 14 декабря.
Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда на рынке появилось 10 новых компаний и 1 сменила депозитарные расписки на акции.
Читайте также: 5 последних дебютов на Мосбирже: IPO 2021 года и их результаты сегодня
2020–2021 гг. были более яркими, причем как в России, так и в США. Причины простые: тогда ликвидность была высокой, а процентные ставки центральных банков — низкими.
Причин для заморозки новых IPO в России достаточно:
• Инвесторы из недружественных стран не могут торговать на нашем рынке. Раньше IPO ориентировались на участие иностранцев, которые составляли более 50% покупателей новых бумаг. Сейчас можно рассчитывать только на внутренних инвесторов, а спроса с их стороны недостаточно. Значит и премия в цене не будет высокой.
• Рост ключевой ставки в конце 2021 г. и резкое ужесточение в феврале. Сейчас ставка находится на уровне 7,5%, но это все еще выше большей части 2020–2021 гг.
• Рынок в целом выглядит дешево и оценивается по низким мультипликаторам. А значит, объем привлечения средств в рамках IPO при прочих равных будет ниже.
• Иностранные биржи NYSE, NASDAQ, LSE и западные клиринговые организации приостановили торги и операции по бумагам российских компаний. Это останавливает российские компании от проведения IPO за рубежом.
Многие публичные компании имеют иностранную «прописку» и процесс редомициляции стал бы важным трендом. Компании ищут новые торговые площадки: по результатам этой работы могут сделать для себя выводы и те, кто еще не вышел IPO, а только планирует этот процесс. Возможно, будущие IPO будут проводиться на восточных биржах вместо западных, с последующим листингом на Мосбирже.
Вспомним, кто планировал выйти на IPO и отложил свои планы:
• Mercury Retail Group — владелец сети магазинов «Красное и белое». IPO компании могло стать крупнейшим за последнее десятилетие, но было отменено из-за «сложившихся рыночных условий», как заявила группа.
• Делимобиль — сервис каршеринга или краткосрочной аренды авто. Компания перенесла планы выхода на биржу с 2021 на 2022 г. из-за рыночных условий, но в текущем году так и не вышла на биржу.
• Сибур Холдинг — интегрированная нефтегазохимическая компания. Сибур сообщал о возможности IPO в 2022 г., но планы так и не подтвердились.
• Азбука Вкуса и Вкусвилл — два продуктовых ритейлера заявляли о своем желании выйти на биржу.
• Рольф — автодилер, еще в начале 2021 г. заявил о подготовке к IPO.
Некоторые перечисленные компании даже начинали подготовку к IPO. В целом, если судить по заявлениям менеджмента и самой Мосбиржи, в 2022 г. или позже на площадке могли бы появиться порядка 40 новых эмитентов, среди известных имен, в том числе:
• Самокат — сервис быстрой доставки продуктов, в прошлом СП Сбера и VK, перешедший банку.
• Медси — сеть частных клиник, принадлежащая АФК Система.
• Инвитро — компания, предоставляющая услуги лабораторной диагностики.
• МТС Банк — российский банк, в большей степени принадлежит компании МТС.
• AliExpress Россия — маркетплейс.
• Степь — агрохолдинг компании Система.
• Биннофарм — российская фармацевтическая компания, еще один актив Системы.
• Металлоинвест — крупнейший в России производитель железорудного сырья.
• Group-IB — IT-компания, которая специализируется на кибербезопасности.
• ГК «Астра» — разработчик отечественной операционной системы Astra Linux.
• Владелец Додо пицца заявлял о выходе на биржу в начале 2021 г., но планы компании намечены лишь на 2024 г.
Российский рынок полон компаний, которые потенциально могут выйти на IPO. Новости об их планах уже появлялись, процессы подготовки у многих были запущены, но отложены.
Для активизации IPO нужен триггер, которым могут стать:
- Стабилизация геополитической ситуации.
- Выход других крупных компаний на публичный рынок. Успех большого игрока может подстегнуть спрос других компаний.
- IPO на восточных биржах с последующим листингом на Мосбирже, в том числе компаний в процессе редомициляции.
- Рост рынка акций сам по себе мог бы стать важным основанием для новых размещений. Ведь чем дороже оцениваются компании в целом на рынке, тем больше можно привлечь в рамках IPO.
В ближайшее время показательной историей выступит IPO Whoosh: по успехам этого размещения можно будет косвенно судить о перспективах российского рынка IPO в 2023 г.
БКС Мир инвестиций
