Наверняка почти каждый пассажир такси, стоявший в десятибалльной пробке, думал о том, как же жаль, что нельзя вырваться из трафика или хотя бы переместиться куда-то ближе к концу бесконечной бордовой линии на карте. Хотелось бы просто сесть в транспорт, взмыть над переполненными дорогами, а потом также быстро приземлиться в желаемом месте. Звучит сказочно, но мы близки к этой реальности.
Делимся интересными фактами об авиатакси.
Воздушный общественный транспорт без «таксиста» на борту — это беспилотный летательный аппарат, способный доставить пассажира из точки А в точку Б. Когда-то это казалось невероятным, но прогресс не стоит на месте. Сегодня избежать дорожных пробок помогают, например, речные электротрамваи, и еще одним способом сократить время в пути готовятся стать именно дроны-такси. В феврале этого года такое китайское такси за 20 минут успешно преодолело расстояние, на которое ушло бы 2,5 часа по автодороге.
Аппаратам не нужна взлетная и посадочная полосы — они представляют из себя электрические вертикально взлетающие и садящиеся транспортные средства (Electric Vertical Takeoff and Landing, или eVTOL). У такого транспорта есть свои преимущества и недостатки:
+ Возможность использования в условиях города благодаря особенностям взлета и посадки.
+ Способность обойти заторы на дорогах и, соответственно, более быстрая перевозка.
+ Сокращение вредных выбросов в атмосферу.
- Дороговизна производства и обслуживания.
- Ограниченная дальность.
- Опасения по поводу безопасности — например, вероятность взломов.
Транспортные средства eVTOL летают с помощью электрической тяги. Электродвигатели приводят в движение пропеллеры, которые, как правило, статичны и закреплены на одном месте, но могут и наклоняться, чтобы была возможность для большего количества маневров. Аппараты похожи на вертолеты, но тише и экологичнее. Однако, хотя они и имеют потенциал для снижения загрязнения, необходимость зарядки их батарей все еще наносит вред окружающей среде.
Аккумуляторы у eVTOL обычно литий-ионные — они хранят и обеспечивают энергию, необходимую для полета. А управляются летательные аппараты компьютерными системами.
Безопасность — один из главных вопросов, связанных с дронами-такси. Управления гражданской авиации и другие регуляторы в разных странах определяют требования к сертификации проектов eVTOL и их операторов. А сам транспорт оснащен резервными системами управления полетом, современной авионикой и отказоустойчивыми механизмами для безопасной посадки.
Рынок беспилотного воздушного транспорта будет расти за счет увеличения инвестиций в подобные проекты со стороны ведущих игроков и роста числа инициатив в отношении окружающей, считают эксперты. Кроме того, дроны-такси отлично впишутся в ритм жизни умных городов, которые, как ожидается, тоже наберут популярность. А вот сдерживать рост рынка воздушного такси будут высокие цены и строгие правила получения лицензий на перевозку.
До коронавирусной пандемии рынок беспилотных такси активно развивался. Так, в 2019 г. FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) объявило о сотрудничестве с более чем 15 производителями самолетов eVTOL, среди них EHang, Uber Air и другие. Все эти компании планировали запустить коммерческие перевозки пассажиров в ближайшие годы. Но со вспышкой COVID-19 появились признаки замедления — в Uber Air, например, отметили, что удаленка повлияла на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, а в EHang заявили о сбоях в цепочке поставок.
По прогнозам, объем мирового рынка беспилотных воздушных такси достигнет около $7,5 млрд к 2033 г. по сравнению с $85 млн в прошлом году. Среднегодовой темп роста с 2024 г. по 2033 г. составит 13,5%.
• В ОАЭ немецкая компания Volocopter провела первое публичное испытание дрона AAT (Autonomous Air Taxi, или Автономное воздушное такси). В кабине могут разместиться два пассажира, для безопасности здесь предусмотрены парашюты и девять запасных батарей для чрезвычайных ситуаций. Дрон-такси может совершать полеты благодаря 18-ти пропеллерам, а максимальная скорость, которую может развить транспорт, достигает 100 километров в час (км/ч).
Власти Дубая планируют включить воздушное такси в транспортную систему города, и, как предполагается, к концу десятилетия на них будет приходиться четверть всего пассажирского трафика.
• В Китае разработчик дронов-такси EHang готовится получить эксплуатационный сертификат. Сейчас компания уже проводит внутренние испытания своего летного приложения. По словам главного операционного директора Вана Чжао, после официального запуска цены будут «немного выше, чем у служб заказа такси». Предполагается, что к 2027 г. по всему Гуанчжоу — первому китайскому городу, где воздушные такси станут частью повседневности — будет построено 100 взлетно-посадочных станций.
• Министерство транспорта Великобритании опубликовало план «Будущее полетов» (Future of Flight). Согласно ему, первые eVTOL-такси должны начать полеты над Лондоном через два года. В британской столице, как утверждается, есть компании, «изучающие потенциал адаптации крыш».
• В Австралии создают систему управления воздушным движением для дронов, поскольку в ближайшие десятилетия власти готовятся к резкому увеличению количества полетов беспилотных самолетов и воздушных такси. В правительственном агентстве Airservices Australia прогнозируют, что к 2043 г. число полетов беспилотников в стране возрастет до 60 млн с учетом дронов-доставщиков и воздушного такси.
• Летающие такси американской компании Joby Aviation используют шесть электродвигателей в сочетании с пропеллерами — это позволяет дронам-такси маневрировать в ограниченном пространстве и развивать скорость более 320 км/ч. Запас хода без зарядки составляет около 160 километров, а вмещает такси 4 пассажира. На первых порах транспорт будет пилотируемым.
• В России разработку аэротакси ведет Московский авиационный институт (МАИ) — транспорт будет оснащен гибридной электрической силовой установкой на водородном топливе. Проектирование завершится в следующем году.
Высота полета аэротакси будет определяться загруженностью воздушного пространства: на коротких расстояниях летательный аппарат будет подниматься на высоту около 150 метров, на более значительных (например, 100 км) — от 500 до 2 тыс. метров.
По словам специалистов, говорить о полетах в городах страны пока преждевременно, хотя, вероятно, они станут востребованы. А вот экономически обосновано начать перевозки на территориях со сложным рельефом или там, где плохо развита дорожная сеть.
Читайте также: Цифровые двойники: как ИИ приходит в городское планирование
БКС Мир инвестиций