
Ни жив ни мертв — типичное описание зомби, то есть существ, которые не приносят никакой пользы, но вполне могут навредить окружающим. И если вам кажется, что данный термин применим только к фильмам ужасов, знайте — это не так. Дело в том, что существует множество компаний, которые ведут себя точно также. Сегодня мы расскажем, что они из себя представляют и почему их считают опасными для рынка.
Компания-зомби — это публичный бизнес, который существует больше 10 лет, при этом его процентные платежи по долгам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов (EBITDA).
То есть такие компании имеют крайне слабые финансовые показатели, у них много кредитов, а любые доходы идут на их погашение и покрывают накладные расходы, например, аренду помещений или выдачу зарплаты. Такой бизнес не может развиваться и двигаться вперед, поскольку у него нет лишнего капитала, который можно было бы направить в рост.
Термин «компания-зомби» впервые появился в исследованиях эпохи кризиса в Японии в 1990-х. В тот период, названный Потерянным десятилетием, в разгар крупнейшего экономического кризиса банки не давали компаниям обанкротиться, выдавая им кредиты под все более низкие проценты. Бизнес перекредитовывался и продолжал существовать. При этом реального вклада в экономику такие компании не делали, поскольку не могли развиваться и генерировать положительный денежный поток — они лишь отдавали долги и оплачивали минимальные расходы.
Позже термин разошелся по миру и стал широко распространен в других странах.
Проблема «зомби» заключается в том, что финансовая несостоятельность делает их крайне уязвимыми. Любой сбой в экономике может привести к банкротству. Казалось бы, это было бы правильным, но банки продолжают их поддерживать. Почему, спросите вы?
Во-первых, их долговые обязательства слишком огромны, и в случае ликвидации таких компаний убытки понесут в первую очередь банки. Во-вторых, часто «зомби» — это огромные компании, которые создают большое количество рабочих мест. Поэтому власти также помогают им держаться на плаву.
Очевидно, что такие компании отрицательно влияют на экономику. Перечислим некоторые негативные последствия, к которым приводят зомби на рынке:
• Забирают кредитные средства. То есть банки дают деньги не динамично развивающимся бизнесам, а компаниям, которые по сути стоят на месте.
• Демпинг. Такие компании заставляют других играть по своим правилам, например, снижая цены на товары и услуги, чтобы привлечь потребителей. Из-за такой нечестной конкуренции другим приходится подстраиваться.
• Замедление развития отраслей экономики. Поскольку деньги необходимы зомби, по большей части, на погашение кредитов, средств на развитие у них не остается.
• Рост инфляции. Из-за большого количества кредитов денежной массы в экономике становится больше, деньги при этом обесцениваются.
Читайте также: «Отскок мертвой кошки». Что это животное делает на фондовом рынке
БКС Мир инвестиций
