«Зомби» на рынке. Что это за компании и почему они опасны для экономики

Ни жив ни мертв — типичное описание зомби, то есть существ, которые не приносят никакой пользы, но вполне могут навредить окружающим. И если вам кажется, что данный термин применим только к фильмам ужасов, знайте — это не так. Дело в том, что существует множество компаний, которые ведут себя точно также. Сегодня мы расскажем, что они из себя представляют и почему их считают опасными для рынка.

Откуда взялся термин

Компания-зомби — это публичный бизнес, который существует больше 10 лет, при этом его процентные платежи по долгам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов (EBITDA).

То есть такие компании имеют крайне слабые финансовые показатели, у них много кредитов, а любые доходы идут на их погашение и покрывают накладные расходы, например, аренду помещений или выдачу зарплаты. Такой бизнес не может развиваться и двигаться вперед, поскольку у него нет лишнего капитала, который можно было бы направить в рост.

Термин «компания-зомби» впервые появился в исследованиях эпохи кризиса в Японии в 1990-х. В тот период, названный Потерянным десятилетием, в разгар крупнейшего экономического кризиса банки не давали компаниям обанкротиться, выдавая им кредиты под все более низкие проценты. Бизнес перекредитовывался и продолжал существовать. При этом реального вклада в экономику такие компании не делали, поскольку не могли развиваться и генерировать положительный денежный поток — они лишь отдавали долги и оплачивали минимальные расходы.

Позже термин разошелся по миру и стал широко распространен в других странах.

В чем проблема

Проблема «зомби» заключается в том, что финансовая несостоятельность делает их крайне уязвимыми. Любой сбой в экономике может привести к банкротству. Казалось бы, это было бы правильным, но банки продолжают их поддерживать. Почему, спросите вы?

Во-первых, их долговые обязательства слишком огромны, и в случае ликвидации таких компаний убытки понесут в первую очередь банки. Во-вторых, часто «зомби» — это огромные компании, которые создают большое количество рабочих мест. Поэтому власти также помогают им держаться на плаву.

Почему «зомби» тянут рынок на дно

Очевидно, что такие компании отрицательно влияют на экономику. Перечислим некоторые негативные последствия, к которым приводят зомби на рынке:

Забирают кредитные средства. То есть банки дают деньги не динамично развивающимся бизнесам, а компаниям, которые по сути стоят на месте.

Демпинг. Такие компании заставляют других играть по своим правилам, например, снижая цены на товары и услуги, чтобы привлечь потребителей. Из-за такой нечестной конкуренции другим приходится подстраиваться.

Замедление развития отраслей экономики. Поскольку деньги необходимы зомби, по большей части, на погашение кредитов, средств на развитие у них не остается.

Рост инфляции. Из-за большого количества кредитов денежной массы в экономике становится больше, деньги при этом обесцениваются.

Читайте также: «Отскок мертвой кошки». Что это животное делает на фондовом рынке

БКС Мир инвестиций

Год без комиссии

Инвестируйте с бонусом — вернем до 1 000 000 ₽

Инвестировать