
В последние годы российские компании стали активно выходить на биржу. Для этого они проводят первичное публичное размещение бумаг (IPO). Отвечаем на популярные вопросы о том, для чего это нужно.
IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное предложение акций, то есть процесс, когда компания впервые предлагает свои бумаги широкой аудитории на фондовой бирже и таким образом становится публичной.
Основная цель IPO — привлечь средства для расширения производства, развития бизнеса, разработок новой продукции, мотивации менеджеров и прочего.
Важно понимать, что выход на биржу — это не просто привлечение капитала. Прежде всего IPO — это стратегический шаг для компании, который требует изменения системы управления, раскрытия отчетности и подобного.
Какие компании обычно задумываются об IPO:
• Готовы к масштабированию бизнеса. В этом случае привлеченные средства пойдут на развитие компании, в частности разработку новых продуктов, выход на другие рынки и т.д.
• Хотят повысить статус компании. Публичный статус обычно повышает доверие к бизнесу как со стороны партнеров, так и со стороны клиентов.
• Собираются привлечь капитал без долгов. IPO, в отличие от кредитов и частных инвестиций, приносит деньги, которые не надо возвращать.
• Планируют выход собственников. Часто публичное размещение дает возможность крупным акционерам продать свою долю в компании по рыночной цене и выйти из бизнеса.

IPO — это испытание для компании, поскольку многие процессы придется перестроить. Если бизнес нестабилен или не имеет подробной стратегии роста, размещение может принести только проблемы.
Дело в том, что публичные компании обязаны следовать жестким требованиям регулятора, главное из которых — прозрачность. Выход на биржу предполагает, что после эмитент будет периодически публиковать отчеты о своей деятельности, которые станут известны широкой общественности.
Кроме того, после IPO в компании будут проходить регулярные аудиты на предмет соответствия требованиям регулирующих органов. На подготовку к ним нужно тратить немало усилий. Плюс сам выход на IPO — затратная процедура, разовые траты могут превышать 5% от суммы привлеченных средств.
А еще на котировки будут постоянно давить рынок: стоит отчитаться ниже ожиданий — акции начнут дешеветь. Также на стоимость бумаг могут влиять вообще не зависящие от эмитента факторы, к примеру, сложная геополитическая ситуация.
Другими словами, выход на биржу — это сложно и дорого. За деятельностью публичной компании пристально следят и инвесторы, и регулятор. А еще нужно соответствовать жестким требованиям. Именно поэтому такой способ привлечения капитала подходит далеко не всем.

Существует несколько этапов, которые должна пройти компания для размещения своих бумаг на бирже:
• Предварительный этап
Он же является самым продолжительным и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этот период компания оценивает структуру активов и корпоративного управления, а также бизнес в целом. Кроме этого, оценивается степень информационной и финансовой прозрачности. На этом же этапе можно предварительно посчитать, по какой цене стоит выпускать акции, а затем определить капитализацию будущего эмитента.
На основе этого анализа руководство компании решает, выгодно ли ей выходить на IPO. В итоге совет директоров дает заключение — стоит ли выводить бумаги на биржу или нет. Если ответ положительный, компания подписывает договор с инвестиционным банком (андеррайтером) — эта организация помогает организовать IPO и разработать стратегию по продаже акций.
• Подготовительный этап
Андеррайтер занимается рутинными задачами подготовки к размещению: оценивает компанию с учетом текущих рыночных условий, а также определяет параметры будущего IPO: объем выпуска, стоимость акции, временной период, когда будет лучше выпустить акции на биржу. Также на этом этапе выбирается торговая площадка, где будут размещены бумаги.
После компания вместе с андеррайтером готовит проспект эмиссии для регулирующего органа. В нашей стране это ЦБ. В этом документе подробно описана информация об эмитенте: дивидендная политика, финансовая отчетность, данные об акционерах и руководстве. Здесь же прописано, зачем необходимо привлекать средства, в какой срок произойдет размещение и прочее.
На этом шаге компания уведомляет инвесторов о намерении провести IPO и готовит специальный документ для них — инвестиционный меморандум.
• Основной этап
Здесь происходит сбор заявок на приобретение акций компании, а также определяется цена размещения, если она не была зафиксирована ранее. После бумаги эмитента распределяются среди инвесторов, которые подали заявки.
Иногда компания проводит роуд-шоу — встречи с потенциальными институциональными инвесторами для презентации компании и ее показателей. Однако если первичное предложение предназначено для физлиц, эти мероприятия могут не проводиться.
• Завершающий этап
Это начало обращения ценных бумаг на бирже — листинг. На этом этапе уже можно оценить, насколько эффективно прошло IPO, сколько денег удалось привлечь и т.д.
На российском рынке в IPO могут принимать участие разные типы инвесторов: квалифицированные, неквалифицированные и институциональные.
После того как человек внимательно изучил компанию, которая собирается провести размещение, ему нужно в личном кабинете своего брокера подать заявку на участие в IPO и убедиться, что на брокерском счете есть деньги для покупки необходимого количества бумаг.
После подачи заявки, брокер направляет ее в книгу заявок. И если она будет удовлетворена, акции зачисляются на счет. В противном случае, деньги вернутся обратно на счет.
БКС Мир инвестиций