Читать 3 мин

Встречаем по одежде: как меняется дресс-код в современных российских компаниях

Дресс-код в современном его представлении — правила, как человек должен выглядеть, чтобы соответствовать определенной ситуации или мероприятию — сформировался относительно недавно, в конце XIX века. За это время он, безусловно, трансформировался вслед за модой и социальными установками.

Как требования к одежде меняются в современном корпоративном мире, рассказываем в публикации.

От плаща до халата

Сегодня дресс-код — больше нормы этикета: деловой костюм — на бизнес-встрече, вечернее платье — на красной дорожке кинофестиваля, лаконичный smart casual — в офисе или на встрече с друзьями.

Однако стандарты одежды и внешнего вида появились гораздо раньше. Еще в Древнем мире люди разных сословий, социального статуса и профессий носили отличающую их одежду. К примеру, желтый цвет в Древнем Китае и Японии дозволялось носить только представителям императорской семьи.

По такому же принципу возникла униформа: мундир или белый халат носят в первую очередь для мгновенного узнавания и определения профессии человека, что значительно упрощает выполнение его обязанностей. Поколения бумеров, миллениалов и зумеров внесли свои коррективы. Одежда для них стала еще и средством выражения индивидуальности: все мы безошибочно выделим из толпы байкера или поклонницу k-pop культуры — по своего рода «униформе», принятой в субкультуре.

Мягкость требований и личная адекватность

Сегодня дресс-код и униформу принято разделять. Последняя включает в себя спецодежду, одинаковые фасоны, ткани и внешний вид и, как правило, оплачивается работодателем.

С дресс-кодом — рамками допустимого внешнего вида — чаще всего мы сталкиваемся в корпоративном мире. Деловой стиль все еще актуален в государственных и образовательных учреждениях, крупных корпорациях, юридических и финансовых организациях. Однако и там границы постепенно размываются, а требования смягчаются. Где-то появляются так называемые casual friday — пятница, когда можно сменить каблуки на кеды, а рубашку — на футболку. Некоторые компании обозначают только допустимый формат одежды, а цвет, фасон, ткань, аксессуары и детали сотрудник выбирает сам.

Как пишет Коммерсантъ, в 70% компаний есть определенные правила внешнего вида. Лишь в 7% случаев речь идет о строгих костюмах или специальной форме, а чаще всего требования к одежде более лояльные. К примеру, приветствуется smart casual — сочетание делового и повседневного стилей, об этом заявили в трети организаций.

Сколько тратят на дресс-код в России

Согласно опросу SuperJob, 8 из 10 сотрудников компаний с дресс-кодом покупают офисную одежду, соответствующую корпоративным нормам, за свой счет, каждому девятому работнику (11%) работодатель полностью компенсирует покупку либо предоставляет одежду и обувь, еще 6% — компенсирует частично или выдает отдельные предметы гардероба. По средним оценкам соблюдающих дресс-код, на покупку одежды и обуви, соответствующей требованиям компании, у них уходит около 28 тыс. руб. в год.

При этом топ-менеджеры опрошенных компаний отмечают, что не стремятся вводить строгие запреты, а рассчитывают на адекватность сотрудников. Особенное отношение к выбору одежды складывается в IT-компаниях. В них, по словам одного из собеседников издания, «дресс-кода вообще никогда не существовало».

«В эпоху социальных сетей, когда люди стирают границу между жизнью и работой, между какой-то особой одеждой в офисе, все уже привычно, так, как человек чувствует себя комфортно. У нас проходят замечательные корпоративы, на которых бывает дресс-код, связанный с тематикой мероприятия. Но, пожалуй, это единственный формат», — говорит он.

И снова удаленка

2020 г. разделил жизнь всего мира на до и после во многих сферах. С тех пор удаленный формат работы стал нормой для многих отраслей — и это тоже отразилось на требованиях к внешнему виду. Люди, на несколько месяцев и даже лет оставшиеся дома, стали менять свой гардероб — на более комфортный, повседневный. И принесли это настроение обратно в офисы.

HR-специалисты, опрошенные Коммерсантом, говорят, что сейчас у части сотрудников дресс-код действительно вызывает некоторое отторжение. Они уже привыкли к более расслабленному образу жизни, в том числе связанному с другой манерой одеваться благодаря удаленке. При этом многие сотрудники, вернувшись в офис, перестали соблюдать правила дресс-кода, хотя официально их никто не отменял.

Около 10% российских компании в 2021 г. вводили дресс-код для работающих из дома, следует из отчета SuperJob. Это касалось в первую очередь сотрудников, которые общаются по видеосвязи с клиентами, руководством и коллегами. Соответствующие регламенты чаще появлялись в организациях финансовой и производственной сфер (15 и 12% соответственно), реже — в IT- и строительных компаниях (по 6%).

Как на правила отреагировали сами сотрудники?

  • 45% респондентов заявили, что им неважно, как быть одетым на удаленке. Примерно каждый третий (30%), работая из дома, считает необходимым соблюдать дресс-код только в случае, если это потребует руководство. При этом четверть опрошенных (25%) считают, что деловая одежда дисциплинирует.
  • 56% респондентов выберет повседневный стиль, работая удаленно. Примерно каждый седьмой (14%), подключаясь к видеозвонкам с коллегами или партнерами, не станет переодеваться и останется в одежде, в которой ходит дома. И треть (30%) предпочтет деловой стиль.

БКС Мир инвестиций

Читайте главные новости рынка в telegram-канале БКС Экспресс