
Мы не можем увидеть будущее и узнать, что произойдет в мире через 10, 20 или 100 лет. Но есть люди, которые точно понимают, в какую сторону стоит двигаться, чтобы добиться успеха. Их называют визионерами.
В русский язык слово «визионер» пришло из Франции — visionnaire (от лат. visio — «видение»). В переводе оно означает прорицатель или провидец. В XVIII веке это понятие употребляли, когда речь шла о человеке, который то и дело предается «непрактичным фантазиям», другими словами, занимается ненужными размышлениями.
Но сегодня визионерами называют лидеров, которые стали таковыми, потому что у них есть четкое представление о том, как будет выглядеть будущее, и они понимают, какие шаги необходимо совершить, чтобы их видение воплотилось в жизнь.
Такие люди глубоко разбираются в своей отрасли, готовы идти на риск и способны объединять и мотивировать окружающих. Визионеры есть в разных сферах, например, в бизнесе, политике, экологии, религии, искусстве и т.д.
Вот четыре основных качества визионеров:
• Стратегическое мышление
Человек видит общую картину в целом: определяет тренды, угрозы и возможности, которые могут повлиять на будущее организации. Он замечает закономерности и взаимосвязи, которые другие могут упустить, и использует их для формирования долгосрочных стратегий.
• Умение вдохновлять
Визионеры умеют не только заглядывать в будущее, но и мотивировать других людей на достижение общих целей.
• Рискованность
Смелые идеи всегда сопряжены с разного рода рисками: потеря средств, репутации, связей и т.п. Это может отпугнуть многих, но только не визионеров, которые понимают, что инновации часто связаны с выходом из зоны комфорта.
• Адаптивность и устойчивость
В меняющейся среде важно уметь подстраиваться под ситуацию, и визионеры с этим справляются. Они устойчивы, гибки, и могут быстро восстановиться после неудач. Такие люди в состоянии провести свою команду через периоды неопределенности и перемен.
Главным визионером XXI века считается Стив Джобс. Именно его страсть к инновациям привела к созданию абсолютно уникальных для своего времени продуктов, которые не теряют актуальности по сей день. Но есть и другие лидеры, которые увидели тенденции будущего за несколько лет до появления популярных трендов.
Рид Хастингс — Netflix
В конце 1990-х гг. будущий соучредитель и главный исполнительный директор одного из самый популярных стриминговых сервисов Рид Харрис заметил, что людям привычнее смотреть фильмы дома, а не в кинотеатрах, но при этом им не всегда удобно ходить в прокат за видеокассетами или DVD-дисками. Поэтому он вместе с другом Марком Рэндольфом решил основать компанию, которая изначально занималась рассылкой носителей с фильмами напрямую к своим клиентам. В процессе стремительного развития интернета Netflix запустил онлайн-платформу, которая стала одной из самый известных в мире.
Хидео Кодзима — Kojima Productions
Японский геймдизайнер считается гением в индустрии видеоигр. Все дело в его подходе к работе и созданию сюжетов. Он видит в играх не просто развлечение, но и искусство, способное удивлять, вызывать сильные эмоции и поднимать сложные темы. Его работы на протяжении нескольких десятилетий меняли облик видеоиндустрии.
Среди работ Кодзимы «Metal Gear» с тиражом более 60 млн копий игры, «Castlevania: Lords of Shadow», также разошедшаяся миллионам пользователей, и «Death Stranding», установленная почти на 20 млн устройств.
«Хидео Кодзима — гений. Мы сидели на Comic Con, и у него был материал на iPad, который он хотел мне показать. Я просто не верил в то, что видел. И я сказал ему: "Что бы ты ни придумал, я готов в этом участвовать. Я даже не понимаю, о чем ты говоришь". Люди готовы делать все, что он ни скажет, потому что он визионер», — сказал актер Норман Ридус, участвовавший в создании игры Death Stranding.
Пьер Вак — Shell
В 1970-х гг. благодаря Пьеру Ваку, руководителю парижской службы планирования Shell, компания смогла вовремя скорректировать свою стратегию и таким образом избежать серьезных проблем. Он понял, что в ближайшее время произойдет серьезный нефтяной кризис, в результате которого цена на топливо поднимется с $2 до $10, и сумел убедить руководство подготовиться к такому повороту.
Кризис начался в 1973 г., когда страны ОПЕК расторгли контракты с Европой и США. Однако Shell была готова. Компания сделала запасы нефти на несколько лет, таким образом получив конкурентное преимущество.
Не все считают руководителей-визионеров эффективными, поскольку такой подход работает далеко не всегда. В частности, исследователи полагают, что каким бы продуктивным и дальновидным такой человек ни был, если менеджеры среднего звена не поддерживают его позицию, развитие и внедрение новых подходов просто замедлится или даже остановится.
В Западной Европе были опрошены 136 менеджеров и подчиненных в двух компаниях, претерпевших стратегические преобразования. Исследователи пытались понять, насколько согласованно сотрудники работают для достижения поставленных визионерами целей.
Выяснилось, что когда менеджеры среднего звена разделяют взгляды лидера-визионера, то работа идет по намеченному пути, а люди заинтересованы в достижении поставленных задач. Однако если менеджеры не согласны с таким подходом — согласованности становится все меньше. В частности потому, что работники среднего звена вносят путаницу в вопросах реализации стратегии. В результате рядовые работники просто теряют интерес.
Компании зачастую инвестируют в развитие лидерства, а визионерство — важнейшая в этом компетенция. Однако, по мнению исследователей, в первую очередь необходимо обеспечить стратегическую согласованность в команде и заручиться поддержкой менеджеров среднего звена. Это может быть куда важнее, чем иметь в команде человека, способного «предвидеть» будущее.
БКС Мир инвестиций
