Читать 2 мин

Уловки маркетологов. Что происходит со шринкфляцией

Если товар в магазине уменьшился в размере, объеме или массе, но остался с прежней ценой, то мы имеем дело с уловкой маркетологов — шринкфляцией. Считается, что она не столь заметна потребителю, в отличие от инфляции. И тем не менее 72% россиян все же наблюдают шринкфляцию, а 60% испытывают при этом негативные эмоции, считая такой маркетинговый ход обманом. Рассказываем подробнее об этом феномене.

Страны против шринкфляции

Чаще всего такая скрытая форма инфляции находится в поле закона, но в последние годы стали появляться исключения.

Например, во Франции Минфин в прошлом году обязал продавцов уведомлять покупателей об уменьшении размеров товаров без соответствующего снижения цен.

«Шринкфляция — это мошенничество, мы положим этому конец. Я хочу восстановить доверие потребителей, а доверие неразрывно связано с прозрачностью», — прокомментировал новый закон министр финансов Брюно Ле Мэр.

Власти Южной Кореи с 2024 г. также не приветствуют шринкфляцию. В этой стране производители и поставщики продуктов питания обязаны уведомлять покупателей, если они уменьшают объем своей продукции, в противном случае им грозит штраф.

Что в России

В нашей стране тоже есть тренд на шринкфляцию, который эксперты связывают с ростом сберегательной активности из-за высоких ставок по вкладам и изменения привычек россиян.

А в августе текущего года в Госдуме предложили разработать расчет «Индекса шринкфляции». Для его формирования предлагается утвердить базовый набор продуктов, который будут отслеживать специалисты Росстата в крупнейших торговых сетях, учитывая не только цену, но и точный вес и объем каждой единицы.

Такой инструмент позволит точнее оценивать уровень инфляции, повысить прозрачность рынка для граждан и обеспечить честность ценообразования.

Примеры шринкфляции

Громкий случай с «девятком яиц», наверное, знают уже все. А вот еще несколько примеров шринкфляции:

• Компания Apple перестала поставлять свои смартфоны в комплекте с наушниками и зарядными устройствами. Сейчас все надо покупать отдельно.

• Шринкфляция затронула бытовую химию: уменьшилась концентрация средства, а объем остался прежним. Соответственно, у потребителя увеличился расход.

• Ряд производителей детских игрушек перестали класть в упаковку батарейки, которые раньше были там по умолчанию.

• От шринкфляции страдают косметические товары, производители уменьшают их объем, сохраняя цену. Например, мыло Дав «похудело» со 113 до 90 грамм.

• А один из старейших примеров шринкфляции — это решение авиакомпании American Airlines в 1980-х убрать из салатов пассажиров всего одну оливку. Такая мера позволило ей сэкономить $100 тыс. в год.

Считается, что шринкфляции чаще всего подвержены такие популярные продукты, как шоколад, конфеты, чипсы, йогурты, сыры и молоко. Часто это сказывается на стиральных порошках и моющих средствах, а также шампунях, кремах, зубных пастах.

Обгоняем депозиты — до 37% годовых

С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте

Инвестировать

Пострадала недвижимость

Некоторые эксперты считают, что шринкфляция в России наблюдается также в сфере строительства недвижимости. В частности, на рынке появился тренд на уменьшение площади жилья при сохранении его стоимости.

Так, о шринкфляции на примере рынка Тюмени рассказала главный аналитик ГК «Меридиан» Светлана Молодкина. По ее словам, местные застройщики, как и в других регионах, «стремятся предложить выгодную цену в каждом сегменте квартир, а при росте стоимости кв. м это возможно только при оптимизации квартирографии проектов, переносе фокуса на функциональность планировочных решений.

«К примеру, если еще в начале прошлого года за 5 млн руб. можно было купить однокомнатную квартиру в 45 кв. м, то в настоящий момент только в 36 кв. м», — рассказала эксперт.

Читайте и обсуждайте новости в телеграм-канале БКС Экспресс.

БКС Мир инвестиций