Личный кабинет

Три случая, когда не стоило покупаться на высокие дивиденды

15
в закладки
Поделиться

Бывают случаи, когда высокая дивидендная доходность таит в себе угрозу. После дивидендной отсечки гэп закрывается очень долго или не закрывается вовсе. 

Из ярких примеров такой дивидендной ловушки можно отметить акции Сургутнефтегаза АП в 2016 г., привилегированные бумаги Россетей и акции Аэрофлота в 2017 г. Сама по себе высокая дивдоходность того или иного актива говорит о соответствующих рисках. Они могут быть разного рода. Например, риски ликвидности, корпоративного управления или чаще всего риски ухудшения финансовых показателей в ближайшем будущем. Последний случай мы и разберем.

Сургутнефтегаз АП

Сургутнефтегаз в 2014-2015 гг. получил рекордную прибыль на фоне переоценки так называемой «валютной подушки» вследствие девальвации рубля. У компании на конец 2015 г. скопилось около 2,5 трлн руб. на депозитах в иностранной валюте. В итоге, в совокупности с бумажной прибылью, чистый показатель прибыли в 2015 г. составил 761,6 млрд руб.

Согласно действующей дивидендной политике на префы эмитент выплачивает 10% от чистой прибыли. По итогам 2015 г. на акцию пришлось 6,92 руб. или 16,7% дивдоходности.

К моменту выплаты средств акционерам нефть уже нащупала дно, началось восстановление сырьевых котировок. Это оказало дополнительную поддержку рублю. Ранее ЦБ РФ резко поднял ставку до 17%, стабилизировав тем самым динамику национальной валюты.

Таким образом, макроэкономические условия и сырьевая конъюнктура выступали за укрепления национальной валюты. Инвесторы посчитали, что дивиденды в следующие периоды будут как минимум значительно ниже из-за бумажного убытка, вызванного обратной переоценкой «валютной подушки».

С момента дивидендного гэпа в июле 2016 г. акции так и не восстановились к прежним отметкам. Поводом для закрытия дивидендного гэпа и роста к 41 руб. за привилегированную бумагу может стать ожидание роста чистой прибыли по итогам 2018 г., во многом из-за ослабления рубля.


Россети АП

Холдинговая компания Россети в 2016 г. также получила рекордную прибыль – 222,4 млрд руб. по РСБУ. Это при том, что эмитент, как правило, демонстрирует убыток по российским стандартам отчетности. В тот год прибыль оказалась бумажной и была обусловлена переоценкой акций дочерних компаний (Ленэнерго и МРСК Центра, Волги и пр.).

Согласно действующей дивидендной политике, на привилегированные акции приходится 10% от чистой прибыли. Общий объем дивидендов ограничен 50% чистой прибыли по МСФО или РСБУ (в зависимости от того, какой показатель выше). Итого, финальные дивиденды по префам за 2016 г. составили 0,368 руб. или 15,7% дивдоходности перед отсечкой.

В основе высоких дивидендов Россетей лежала бумажная прибыль от переоценки активов. Сам по себе такой фактор редко оказывает продолжительное влияние на прибыль компании. Как следствие, в июле 2017 г. после дивидендного гэпа акция резко пошла вниз и не восстановилась по текущий момент. Дополнительное давление на котировки оказывало обсуждение потенциального отказа компании от выплат дивидендов в будущем из-за высокой инвестиционной программы.

 

Аэрофлот

Акции Аэрофлота начали продолжительный восходящий тренд в начале 2016 г. на фоне ухода с рынка второго по величине игрока – Трансаэро. Инвесторы предполагали, что снижение конкуренции в секторе позволит нарастить рыночную долю и значительно улучшить операционные и финансовые показатели. К тому же помогало укрепление рубля, способствующее снижению издержек по долларовым лизинговым платежам.

Однако положительный эффект выбытия конкурента не смог обеспечить продолжительного поступательного роста прибыли и в начале 2017 г. он сошел на нет. Вдобавок ко всему перевозчик начал значительно наращивать издержки, в основном по причине удорожания топлива на фоне восстановления цен на нефть и роста затрат на персонал. Рентабельность оказалась под давлением.

Инвесторы справедливо решили, что ждать продолжения роста доходов и повышения дивидендных выплат не стоит. После отсечки в июле 2017 г. акция не смогла закрыть дивидендный гэп и до сих пор находится в нисходящем тренде.

 

Вывод

Покупка бумаг с высокой дивидендной доходностью не всегда является прибыльной стратегией. Более того, как раз высокое значение дивидендной доходности (часто неожиданное, непоследовательное) может говорить о том, что инвесторы не спешат покупать акции, котировки не получают должной поддержки. Чаще всего это может говорить о двух вещах: либо о неэффективности рынка и неправильной оценке актива участниками рынка, либо о рисках будущего финансового положения эмитента.

Покупая акцию с относительно высокой дивдоходностью нужно изучить дивидендную историю эмитента и задаться несколькими вопросами. Чем обусловлены такие выплаты? Не единовременное ли это явление? Какие факторы будут способствовать или противодействовать сохранению высокой доходности в будущие периоды. Подробное изучение бизнес модели компании и истории выплат акционерам позволяет избежать большинства подобных дивидендных ловушек.

На российском рынке акций зачастую ключевым драйвером для роста акций после дивидендной отсечки и закрытия гэпа являются ожидания сохранения или увеличения выплат в будущем.

Открыть счет

БКС Брокер

15
в закладки
Поделиться
Обсуждение 15
Алексей
8 августа 2018. В 08:48
Рекомендовали, когда она была перспективна, а выше 200 если и рекомендовали, то независимые эксперты в короткий лонг и со стопом. Других рекомендаций я не нашёл. Вы тут так рьяно это утверждаете, но ни одного конкретного примера не приводите, что и наводит на нехорошие мысли именно про вас.
Алексей
8 августа 2018. В 05:55
Ощущениям доверять не надо, если вы внимательный , то могли бы заметить , что здесь вообще никто никому не говорит бери и сиди, если уже на то пошло. Моих ошибок здесь нет, так как я Аэрофлотом не занимаюсь, а пишу то что читал. В разделе вопросы аналитикам Аэрофлот постоянно рекомендовался как перспективная компания. Люди верили в эту "Аналитику", но в итоге получили то что получили и вдобавок хороший урок. Деньги были вложены, ГЭП не закрыт и неизвестно будет ли закрыт вообще. Сейчас в том же разделе опять таки имеются сомнительные рекомендации в которые опять таки верят люди. У БКС вообще нет такого понятия как например "Вне рынка" или " Шорт", вообще "Шорт" бывает, но очень , очень редко. Конец связи. Ищите и найдёте, если времени много.
Алексей
8 августа 2018. В 04:15
Причём тут 2016 и 2017 года? Пока бумага росла, её рекомендовал брать, а потом перед отсечкой вряд ли говорили "бери и сиди". Полистаю конечно ради интереса, но такое ощущение, что вы свою ошибку и непонимание пытаетесь оправдать чужой, которой не было.
Алексей
8 августа 2018. В 00:27
Конкретно я говорю именно про Аэрофлот. И я не буду рыться в архивах сайта БКС, Именно в разделе ---Вопросы аналитикам в течение всего года, 2016 да и в 17 по моему, Аэрофлот был в фаворитах и постоянно рекомендовался к покупке вплоть до его падения. Не может такого быть, что у компании в один день вдруг ни с того ни с сего возникли проблемы и затем они начали нарастать. Кому интересно, тот может полистать раздел "ВОПРОСЫ АНАЛИТИКАМ".
Алексей
7 августа 2018. В 16:22
Что-то я не помню ни одной рекомендации по этим бумагам покупать перед теми дивидендными гэпами. Может мой тезка не будет голословными и приведёт какие-то ссылки?
иван
7 августа 2018. В 15:09
На активной торговле (комиссии) в основном зарабатывает биржа, брокер зарабатывает когда даёт вам плечо и капают проценты.
a
7 августа 2018. В 14:58
2Алексей, брокер зарабатывает когда есть активная торговля, для этого существует сайт и прочие инструменты.
Алексей
7 августа 2018. В 14:41
Швец из тАлпы, красава, а для чего же тогда этот сайт существует???
Андрей
7 августа 2018. В 14:35
Ленэнерго ап сюда можно включить или не подходит?
Швец Иван
7 августа 2018. В 14:28
за всё время существования рынка основная задача брокера была впаривать бумаги талпе. по сей день ни чё не изменилось. учитесь анализировать сами ребята !!!
Алексей
7 августа 2018. В 13:58
При чём тут стопы, когда говорится про дивидендные ГЭПы, когда людям в течении долгого времени внушают что эмитент надёжен, и дают рекомендацию специалисты, в том числе и БКС, когда люди начинают верить в компанию и покупают под дивиденды, а компания их кидает никакой стоп не поможет. Стоп это когда торгуешь в повседневной жизни.
Nemo
7 августа 2018. В 13:56
мосбиржу забыли
александр
7 августа 2018. В 13:37
Алексей, у любой рекомендации есть стопы. Если заходить в рекомендацию без стопа, то потом и получается что сидишь и ждёшь у моря погоды.
dima
7 августа 2018. В 13:05
хорошая статья! спасибо!
Алексей
7 августа 2018. В 13:02
Хорошо написано. Слишком много хвалебных слов было в своё время в адрес Аэрофлота, и такая хорошая бумага и перспективная и покупай не ленись, в том числе и на этом сайте БКС. А вот оно как Михалыч вышло то, и рекомендации пропали. А как тому быть кто зашёл на хаях и сидит бедолага ждёт когда хорошая компания поступит с ним честно. Дивиденды только тому хороши кто купил эмитента в кризис, всё остальноё рулетка. Мосбиржа сейчас будет выматывать нервы, МТС думает куда ему ползти , то ли вверх и закрывать ГЭП, то ли вниз. Осторожней надо быть с рекомендациями. Много людей слабых на рынке.
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Восстановить пароль
Также можно войти или зарегистироваться