Личный кабинет

Tesla уже стоит полтриллиона. Это дорого, или рост акций продолжится

4
в закладки
Поделиться

Сегодня о компании Tesla знают все инвесторы. Можно сказать, что она произвела революцию электрокаров в мире. Tesla оценивается уже в более чем в $544 млрд и является самой дорогой компанией в автомобильной отрасли — с начала года акции выросли на 600%. Благодаря этому генеральный директор и основатель компании Илон Маск стал вторым богатейшим человеком на планете, по данным Bloomberg Billionaires Index. Агентство оценивает состояние Маска в $127,9 млрд, из них $100,3 млрд прибавилось в 2020 г.


Способны ли акции продолжить рост, или дороговизна компании может стать отталкивающим фактором для инвесторов? Рассмотрим, какие факторы будут влиять на потенциал компании.

Заглянем в прошлое

Среди операционных факторов наиболее важным является объем поставок автомобилей. На графике ниже представлены данные по производству и поставкам с 2017 года: в 8 из 15 кварталов наблюдается снижение, масштаб поставок сокращается.

Ситуация и сейчас остается неустойчивой. По итогам III квартала 2020 г. в компании заявили, что мощности производства Model 3 / Model Y на заводах в США и Китае выросли до 750 тыс. в год. За 9 месяцев было произведено свыше 329 тыс. Если учитывать, что производство увеличилось до примерно 2300 шт. в день, то в IV квартале может быть произведено свыше 207 тыс. авто. Таким образом, план в 500 тыс. за весь 2020 г. может быть выполнен. Однако риски вокруг пандемии пока сохраняются, и это может негативно сказаться на итогах года.


К разочарованию инвесторов Tesla заявила, но не подготовила собственную «супербатарею», на которую возлагает большие надежды. Новая технология предполагает, что такая батарея прослужит на 1,7 млн км. Производство станет менее затратным, электромобили сравняются по стоимости с бензиновыми или даже станут дешевле. Массовое производство батарей предполагается начать не раньше 2022 г.

Относительно результатов других автопроизводителей Tesla не выделяется.  Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то по итогам 2020 г. Tesla произведет лишь полмиллиона электромобилей.  Устоявшиеся крупные компании выпускают и продают автомобили миллионами.   


Если несколько лет назад Tesla была уникальным явлением на рынке, сейчас это уже не так. У компании множество конкурентов, которые начали или начнут производство собственных электрокаров: в их числе Audi, BMW, Mercedes, NIO, Porsche, Ford, GM и др.

Компании, давно освоившие автомобильный рынок, могут быстро занять сегмент электромобилей. Некоторые уже анонсировали собственные перспективные проекты. Недавно Ford объявил, что бренды Transit, грузовики F-Series, Mustang, внедорожники и бренд Lincoln будут использовать электродвигатели. К концу 2020 г. Ford надеется представить 15 электрифицированных автомобилей. А General Motors анонсировала новый Hummer EV — электрическую версию известного «танка».

Tesla переоценена, и это видно всем. Однако высокая оценка обусловлена оптимистичными ожиданиями по поводу будущего роста объема продаж компании. Коэффициент P/E превышает 1000.

Финансовые результаты улучшаются, пятый квартал подряд в отчетах инвесторы видят прибыль и рост других ключевых метрик. Компания способна продолжить генерировать положительные результаты, но многократно превышает свою справедливую стоимость.


Да, крупные игроки сейчас стоят достаточно дешево, учитывая их масштабы. Эра электромобилей может вдохнуть в них новую жизнь, и, следовательно, потеснить Tesla на рынке.

Отрасль

Согласно отчету Bloomberg, продажи электромобилей в 2020 г. снизятся из-за пандемии. Однако затем отрасль продолжит демонстрировать рост. Ожидается, что к 2025 г. в мире будет продано 8,5 млн электромобилей, к 2030 г. — 26 млн, а к 2040 г. — 54 млн. Таким образом, доля электромобилей (и других видов транспорта с меньшими выбросами) в мире может вырасти с 2,7% в 2020 г. до 58% к 2040 г.  Более того, ожидается, что к 2022 г. в мире будет выпускаться более 500 различных моделей электромобилей, из них около 7 от Tesla без учета проектных авто.


Большая доля продаж приходится на Китай, где стремятся сократить импорт энергии, улучшить экологию и развить собственную автомобильную промышленность. В будущем Китай способен потеснить иностранных производителей с помощью внутренних компаний: NIO, Geely, Xpeng и других.

Стоимость аккумуляторов продолжает снижаться, что делает производство электромобилей менее затратным. В будущем это приведет к снижению стоимости авто, а конкуренты Tesla будут продвигать свои продукты в больших масштабах. К препятствиям можно отнести пандемию, которая способна еще длительное время держать рынок под давлением. Долгосрочные взгляды на отрасль все равно остаются позитивными.

Кроме общемировых трендов, победа Джо Байдена на президентских выборах в США положительно отразится на деятельности Tesla. Новоизбранный президент делает ставку на экологию и продвижение чистой энергетики. Ожидается, что в США будет построено 50 000 зарядных станций для электрокаров. Может стартовать проект Car Allowance Rebate System (CARS) — когда даются субсидии при сдаче старых автомобилей, для замены на новые и более экологически чистые. Этот фактор в будущем сыграет на руку не только Tesla, но и всем производителям электромобилей.

Включение в S&P 500

Недавно было объявлено, что Tesla будет включена в индекс S&P500 с 21 декабря 2020 г. Акции выросли на этой новости, и подъем может продолжаться за счет покупок со стороны фондов. Многие стратегии связаны с копированием состава индекса, а значит фонды уже начали или начнут изменять свои портфели, что и приведет к дополнительному росту акций.

По данным The Motley Fool, активы на сумму $11,2 трлн используют S&P 500 в качестве ориентира для целей сравнения доходности. Из этой суммы более 40% — $4,6 трлн — представляют индексированные активы, которые напрямую привязаны к компонентам S&P 500.

Сейчас и до конца года это наиболее важный фактор роста. Далее вероятным сценарием выглядит коррекция, но пока рано судить, когда и насколько сильной она будет.

Средний консенсус-прогноз Reuters сводится к позиции «держать», таргет составляет $359 при текущей цене более $585. Среди них: 9 — сильная покупка, 4 — к покупке, 11 — удерживать, 6 — на продажу и 4 — сильная продажа. Мнения аналитиков сильно разнятся, как и диапазоны цен — от $40 до $560. До конца года, при благоприятных условиях, акции могут вырасти и выше $600. При этом риски остаются высокими, рост котировок обусловлен ожиданиями от компании и решительными действиями Илона Маска.

Фундаментальный анализ не может служить надежным ориентиром за счет сильной переоценки. Акции мгновенно реагируют на позитивные и негативные новости, что приводит к скачкам плюс-минус 5%. Подобное явление не оправдано и делает акции более рискованными на горизонте среднесрочной или долгосрочной перспективы. Можно сказать, что Tesla подвержена крупным спекуляциям. Не исключено, что такую тенденцию может изменить включение акций в индекс.

О будущем

Илон Маск раздал много интервью в этом году, делился планами о будущем компании в Twitter. Одной из важнейших задач для Tesla становится расширение производства. Так, в рамках 6–7 лет компания планирует выйти на производство 20 млн электромобилей в год.

По подсчетам экспертов, Tesla потребуется увеличивать объем выпуска электрокаров в среднем на 70%. Эта задача в целом выполнима, компания демонстрирует рост производства последние годы. Но для такого масштаба потребуются инвестиции, по предварительным оценкам, в размере $100 млрд.

Выпуск 20 млн авто может увеличить продажи до $800 млрд, а EBITDA может составить $100 млрд. При этом потребуется наладить производство собственных батарей. При таких денежных потоках фундаментальная часть акций может скорректироваться, если инвесторы не продолжат значительно переоценивать компанию.

При прочих равных, если ли бы сегодня Tesla произвела около 6,5 млн автомобилей, то ее доходы и мультипликаторы были бы сопоставимы с крупнейшими конкурентами. Однако сейчас компания вышла на мощности лишь 840 тыс. в год, а за последние 12 месяцев произвела 434 тыс.

В следующем году ожидается открытие гигафабрик в Берлине и Техасе. До конца 2021 г. может начаться производство пикапов Cyber Truck. Потребители ждут пикап с нетерпением, судя по заявлениям Маска и уже размещенным заказам. Вероятно, основной спрос придется на США, где пикапы имеют высокую популярность.

Кроме электромобилей, компания занимается производством и установкой «солнечных крыш» Solar Roof. В компании ожидают, что бизнес Tesla станет «менее автомобильным» как раз за счет Solar. Последние годы Tesla стремилась увеличить количество установок до 1 тыс. в месяц и снизить стоимость. В последнем квартальном отчете компания сообщает, что эти задачи в целом решены. Маск ожидает, что в 2021 г. в данном сегменте будет взрывной рост числа заказов. Установка крыши занимает около полутора дней, в перспективе срок будет снижаться.

Сейчас ведется ускоренный набор сотрудников под растущий спрос, готовится выход на международный рынок, скоро начнутся продажи Solar Roof в Канаде.

Маск сказал, что в следующем году Solar Roof станет «продуктом-убийцей»:

«Когда вы смотрите на окрестности, в будущем, через десять лет, чего вы хотите? Какие продукты сделают вашу жизнь лучше? Какое будущее хочешь ты? Я думаю, что будущее, в котором у нас будут красивые крыши, генерирующие энергию, прочные, эластичные, лучше во всем, чем обычная крыша — это будущее, которого мы хотим. Solar Roof — продукт-убийца».

В итоге

Несомненно, Tesla является прорывной компанией, которая задает тренд и меняет правила игры на рынке автомобилей — в том числе именно поэтому акции так сильно переоценены инвесторами. Включение в индекс S&P 500 станет краткосрочным драйвером для еще одной волны роста, после чего закономерно может начаться коррекция.

Перспективы компании на 2021 г. остаются позитивными, финансовые показатели могут продолжать улучшаться . Однако в перспективе нескольких лет на рынок придут конкуренты с широкой линейкой электрокаров, начнется «война» за потребителя. Политика многих государств в погоне за «зеленым» трендом будет способствовать этому. Так, Вашингтон и Пекин будут продолжать погоню за лидерством в отрасли электрокаров, в долгосрочной перспективе это поддержит всех производителей в секторе.

Возможно, Илон Маск осознает этот тренд: недавно он обозначил, что для Tesla в 2021 г. приоритетным продуктом станет развитие солнечных крыш Solar Roof, а не электромобили.

Инвесторам следует понимать перспективы рынка и учитывать спекулятивную составляющую акций и то, как сильно переоценена Tesla с учетом масштабов производства.

БКС Мир инвестиций

4
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Купить другие инструменты