Как сообщают источники The Bell, Сбербанк и VK договорились о разделе активов совместного предприятия «О2О Холдинг». Утром 23 августа, VK официально подтвердила разделение.
По данным источников, обе компании в ближайшее время объявят о разделении активов. VK может получить сервис доставки еды Delivery Club, а Сбербанк оставит все остальное. Банку в первую очередь интересен сервис доставки продуктов Самокат, имеющий сильную интеграцию со Сбермаркетом. Второй важный актив — каршеринг Ситидрайв, в котором большая часть автомобилей находится в лизинге у Сбербанка.
Совместное предприятие продолжает приносить Сберу и VK убытки. В 2021 г. чистый убыток «O2O» составил 14,4 млрд руб. в 2020 г. — убыток 10,5 млрд руб., следует из отчетности VK.
Акции на закрытии 22 августа
VK рост на 1,8%
Сбербанк рост на 0,7%
Яндекс рост на 3,6%
• Для VK. Компания получает один из самых лакомых кусочков СП со Сбером, который она может использовать для сделки на покупку «Новостей» и Дзена у Яндекса. Это может помочь избежать сильного роста долговой нагрузки, в зависимости от условий.
• Для Яндекса. IT-гигант станет доминирующим игроком на рынке доставки готовой еды. Однако, если Delivery Club действительно будет предложен Яндексу, то еще потребуется получить разрешение ФАС.
• Для Сбербанка. Банк получит активы, которые ближе к его экосистеме. Решение о разделе бизнеса укладывается в рамки стратегий дальнейшего развития обеих компаний. Поскольку получаемые активы будут занимать малую долю в выручке банка, то и новость носить лишь умеренно позитивный характер.
23 августа компания VK уже официально подтвердила приобретение 100% сервиса Delivery Club, который будет использоваться для сделки с Яндексом.
Закрытие сделки запланировано до конца 2022 г. после получения ряда регуляторных одобрений. После этого VK получит права на технологии и товарные знаки сервисов Дзен и Новости.
«Создание и развитие комфортных для пользователей контентных сервисов — основная стратегическая задача VK. Дзен — уникальная и популярная среди миллионов людей платформа, один из лидеров рынка, имеющий огромный потенциал развития. В результате интеграции с VK для авторов Дзена откроются возможности реализовать себя в новых форматах и доступ к новой аудитории. Пользователи получат еще больше качественного развлекательного и образовательного контента, — отметил генеральный директор VK (Россия) Владимир Кириенко. — Мы высоко ценим результаты, достигнутые командой Дзена, и считаем правильным предоставить команде возможность развиваться самостоятельно. Это позволит быстрее и эффективнее выводить на рынок новые контентные продукты и улучшать существующие, увеличивая аудиторию».
Соглашения не стали сюрпризом. Условия сделок выглядят в целом нейтральными. Для VK долгосрочное влияние на показатели P&L должно быть позитивным; для Яндекса — не однозначно, но сделка поспособствует укреплению его позиций в фудтехе, в случае одобрения антимонопольными органами.
«Озвученные соглашения укладываются в стратегию компаний, а их параметры соответствуют сообщениям в прессе ранее, т.е. новости сюрпризом не стали — комментируют аналитики BCS Global Markets. — Главный вопрос — одобрит ли эти соглашения антимонопольная служба (особенно сделку по передаче Яндексу Delivery Club) и в какой форме это произойдет.
Для VK влияние сделок на показатели отчета о прибыли и убытках должно быть положительным, поскольку будет консолидирована выручка и EBITDA от платформ «Дзен» и «Новости», а убытки СП больше консолидироваться не будут.
Для Яндекса последствия сделки выглядят смешанными, поскольку предполагается деконсолидация прибыльных Дзена и Новостей и консолидация вероятно убыточного Delivery Club, при этом соглашение должно еще больше укрепить позиции Яндекса в фудтехе. Для сравнения, годовая выручка Дзена на конец 2021 г. составила RUB 19 млрд, т.е. 4-5% выручки Яндекса и около 15% выручки VK, хотя масштаб влияния на этот показатель может оказаться не прямолинейным.
Мы подтверждаем нашу рекомендацию «ПОКУПАТЬ» по акциям VK и Яндекса с потенциалом роста 52% и 60% соответственно».