Сначала антиквариат — потом нефть. Пять компаний, изменивших сферу деятельности

Нефтяник, производитель телекоммуникационного оборудования и диверсифицированный холдинг, известные нам сегодня, когда-то были антикварным магазином, бумажным заводом и текстильной фабрикой. Расскажем о них и трех других компаниях: с чего они начинали и чем все-таки прославились.

Shell: от антиквариата к нефтегазу

Владелец небольшого антикварного магазина в Лондоне Маркус Самюэль в 1833 г. расширил ассортимент лавки ракушками — в то время они как экзотические предметы интерьера стали модными. Товар действительно пользовался большим спросом, и Самюэль стал регулярно импортировать раковины из Азии.

Со временем бизнес отца перешел сыновьям — Маркусу-младшему и Сэму. Продолжатели дела Самюэля расширили список товаров для импорта и стали ввозить рис, фарфор и другое, при этом экспортируя машины, оборудование и текстиль. А однажды во время визита в Японию Маркус подумал, что неплохо было бы экспортировать нефть: во времена работы его отца это сырье использовали только для смазки и освещения, а теперь появился спрос на бензин, поэтому на нефть возлагали большие надежды.

Пока Ротшильды расширяли железнодорожную сеть для транспортировки сырья, Самюэли сделали ставку на морской путь, хотя он считался довольно проблемным: бочки занимали много места в трюмах, а еще могли дать течь во время рейса. Но Маркус и Сэм заказали флот пароходов, а транспортировать нефть решили наливом, то есть без тар. Братья построили резервуары для хранения в азиатских портах и впервые использовали переход через Суэцкий канал. Их первый танкер «Мюрекс» совершил рейс в 1892 г., тогда компания носила название Tank Syndicate, но спустя пять лет ее переименовали в The Shell Transport and Trading Company. В 1907 г. она объединилась с Royal Dutch Petroleum, чтобы конкурировать с американской Standard Oil.

Изображение танкера «Мюрекс». Источник фото: ru.shell.html

Когда-то бизнес Самюэля расцвел благодаря импорту ракушек — и название компании Shell переводится именно как «ракушка». Она изображена на логотипе нефтегазового гиганта до сих пор.

BMW: от авиационных двигателей к автомобилям

В начале прошлого века баварский конструктор Густав Отто основал авиационную компанию Otto Flugmaschinenfabrik, а инженер Карл Рапп — Rapp-Motorenwerke GmbH. Предприятие Отто, после реорганизаций и переименований получившее название Bayerische Motoren Werke, в итоге объединяется с компанией Раппа, образуя известное нам BMW.

Люди наблюдают за полетом, 1916 г. Источник фото: bmwgroup.com

Первый продукт компании — шестицилиндровый авиационный двигатель BMW IIIa — спроектировали во время Первой мировой, в 1917 г. после окончания войны компания занималась производством сельскохозяйственной техники, предметов домашнего обихода и железнодорожных тормозов. В 1923 г. на мюнхенском заводе выпущен первый мотоцикл BMW, а спустя пять лет началась «автомобильная» история компании — тогда она приобрела завод, производивший автомобили Austin Seven.

До Второй мировой BMW производила мотоциклы, авто и авиадвигатели, а во время войны компания сосредоточилась лишь на последних. В боевых действиях тех лет предприятия BMW сильно пострадали: тем, что могли функционировать, после войны запретили производить и авиационную технику, и авто. Компания выживала, выпуская велосипеды, кастрюли и сковородки, а ближе к 50-м снова начала производить мотоциклы, затем наладила и выпуск автомобилей, до сегодняшнего дня не прекращая их производство.

Nokia: от бумаги к телекоммуникациям

Во второй половине XIX в. в финском городе Нокиа, бывшем тогда частью Российской Империи, инженер Фредрик Идестам открыл свою вторую бумажную фабрику. Через три года компании было дано название по географическому признаку — Nokia Ab.

Ближе к концу столетия сооснователь предприятия Леопольд Мехелин предложил расширить деятельность компании и заняться электричеством. Идестам был не согласен с идеями, а когда он отошел от управления Nokia Ab, то занявший место президента компании Мехелин воплотил задумку в жизнь: с 1902 г. одним из видов деятельности Nokia Ab стала выработка электроэнергии.

После Первой мировой открытый недалеко от Нокиа резиновый завод Finnish Rubber Works получил контроль над Nokia Ab и над компанией по производству кабелей Finnish Cable Works, которые позже слились в одну. Объединенная компания производила резиновые изделия, кабели, бытовую электронику, персональные компьютеры, военную технику, пластмассу, алюминий, химикаты, перерабатывала древесину и по-прежнему занималась выработкой электроэнергии.

Переработка солнечной энергии в электричество, 1954 г. Источник фото: nokia.com

В конце 80-х на фоне общего спада мировой экономики Nokia настигает кризис, и компании приходится отказаться от некоторых видов деятельности. Было решено сфокусироваться на развитии технологий — благодаря этому и был сделан упор на телекоммуникационный сектор.

American Express: от транспортной компании к платежной системе

В 1850 г. в Нью-Йорке после слияния Wells & Company Генри Уэллса, Livingston, Fargo & Company Уильяма Фарго и Wells, Butterfield & Company Джона Баттерфилда была создана транспортно-экспедиционная компания American Express. В течение многих лет она фактически была монополистом, осуществляя экспресс-доставки товаров, ценных бумаг, валюты по всему штату. American Express развивалась довольно динамично: строила на приобретенных участках свои конюшни и склады, переезжала в более дорогие районы. Вплоть до своей смерти в 1881 г. компанией управлял Уильям Фарго, после пост руководителя занял его младший брат Джеймс.

При Джеймсе Фарго American Express значительно развилась: с 1882 г. компания стала предлагать денежные переводы, в 1891 г. появились дорожные чеки — платежные документы, являющиеся денежным обязательством эмитента выплатить обозначенную в чеке сумму владельцу, в 1895 г. открылся первый европейский офис — в Париже. С начала XX в. у компании появились представительства в Аргентине, Китае, Египте и других странах.

Дорожный чек, 1891 г. Источник фото: americanexpress.com

В 1918 г. правительство Штатов национализировало отрасль экспресс-доставки — теперь все операции проводились компанией American Railway Express. В это время American Express сосредотачивается на банковских услугах, а также на туристическом направлении, появившемся в 1915 г.

В 1958 г. American Express представила свою первую платежную карту и вскоре после этого начала расширяться, купив несколько компаний, предоставляющих брокерские, страховые и другие финансовые услуги. Сегодня American Express —  одна из крупнейших финансовых компаний США.

Berkshire Hathaway: от текстиля к многопрофильному холдингу

В 1839 г. американский бизнесмен Оливер Чейс основал текстильную фабрику под названием Valley Falls Company, которая спустя 90 лет слилась с одним хлопковым производством, а через еще почти три десятка лет с другим — тогда, в 1955 г., и образовалась Berkshire Hathaway. Новой компании принадлежало 15 фабрик, на которых трудились более 12 тыс. человек.

Berkshire Cotton Manufacturing Company. Источник фото: Mason Machine Works

В начале 1960-х акции Berkshire начал покупать Уоррен Баффет. Довольно быстро текстильная промышленность стала приходить в упадок, и предприниматель был вынужден это признать. В 1964 г. руководивший Berkshire Hathaway на тот момент Сибери Стэнтон сделал Баффету устное предложение о покупке его доли, и Уоррен согласился. Спустя время он получил письменный документ, в котором была указана более низкая цена. Баффета это разозлило: вместо того, чтобы продать долю, он ее увеличил и получил контрольный пакет.

Кризис текстильной промышленности подтолкнул Баффета к диверсификации бизнеса, и в область его интересов попал сектор страхования. Его первым приобретением в 1967 г. стала компания National Indemnity Company, и с этого момента Berkshire начал разрастаться, покупая активы компаний из различных отраслей. Последняя текстильная фабрика Berkshire Hathaway была закрыта в 1985 г.

БКС Мир инвестиций

Обгоняем депозиты — до 37% годовых

С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте

Инвестировать