Читать 3 мин

SMART-цели. 5 критериев успеха

Чтобы достигать целей, в первую очередь надо правильно их поставить. В этой статье рассказываем о целеполагании по методу SMART — он поможет правильно сформулировать цель и составить план по ее достижению.

В аббревиатуре SMART (дословно с английского — «умный») спрятаны пять критериев, которым должна соответствовать ваша цель: она должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), значимой (Relevant), ограниченной во времени (Time bound).

Метод SMART впервые предложил эксперт в области стратегического планирования Джордж Доран, описав его в 1981 г. в своей статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».

Рассмотрим каждый из пяти критериев.

Specific (конкретная)

Цель, согласно этому критерию, должна быть описана так, чтобы ее нельзя было неправильно интерпретировать. Например, цель «Купить квартиру» — неконкретная. Нужно написать, какую именно квартиру вы хотите купить, как и где. Чем детальнее, тем лучше. Например: «Я хочу купить двушку размером не менее 50 кв. м., не ниже пятого этажа, в новостройке».

Вопросы, которые можно себе задать:

  • К чему конкретно я хочу в результате прийти?
  • Как еще можно конкретизировать цель?
  • Какие нюансы для меня особенно важны?
  • Что меня точно не устроит?
  • Кто еще вовлечен в достижение цели?

Measurable (измеримая)

Это значит, что должен быть способ определить, достигнута цель или нет. Например, в случае с квартирой можно выбрать несколько вариантов: цель будет достигнута, если я заключил договор долевого участия, если я получил ключи, если я выплатил ипотеку и т. д.

Вопросы, которые можно себе задать:

  • Как я пойму, что достиг цели?
  • Как я буду измерять прогресс на пути к цели?

Achievable (достижимая)

Важно, чтобы достижение цели было реальным. Например, если вы живете в небольшом населенном пункте и зарабатываете столько, что хватает лишь на покрытие необходимых расходов, то, возможно, не стоит сразу нацеливаться на элитное жилье в центре столицы.

Вопросы, которые можно себе задать:

  • Насколько эта цель достижима?
  • Хватит ли мне опыта и ресурсов, чтобы достичь цели?
  • Что может мне помешать?

Выгодный старт в БКС: Кешбэк и акции в подарок новым клиентам

Инвестировать

Relevant (значимая)

Достижение цели должно принести вам выгоду. Опять же, в случае с покупкой квартиры выгода, скорее всего, очевидна. Но бывает, человек понимает, что на самом деле то, что он задумал, ему не так уж и нужно ­— это могло быть сиюминутное желание или навязанное окружением решение. Так можно потратить ресурсы впустую.

Вопросы, которые можно себе задать:

  • Какую выгоду я получу в итоге?
  • Почему я хочу достичь этой цели?
  • Если это нефизическая выгода, то по каким критериям я пойму, что удовлетворен?
  • Не вступает ли моя цель в противоречие с другой, более важной целью?

Последний вопрос может иметь особое значение, так как некоторые ставят перед собой сразу несколько целей, противоречащих друг другу. Например, «Я хочу проводить больше времени с семьей» и «Я хочу получить повышение на работе» — это две цели, между которыми часто приходится выбирать.

Time bound (ограниченная во времени)

Вы должны ставить сроки достижения цели. Нельзя просто сказать: «Я куплю квартиру когда-нибудь». Если у вас не будет сроков, вы, скорее всего, не будете предпринимать решительные шаги, чтобы достичь цели, оставляя все дела на будущее.

Вопросы, которые можно себе задать:

  • Какой дедлайн?
  • На сколько этапов разбить цель?

Если разбить цель на этапы, ее достижение станет понятнее. Например, если вы хотите увеличить прибыль компании на 30% к концу года, то первым этапом может стать изучение потребностей аудитории, затем формирование стратегии и после — ее реализация.

Еще умнее

Метод целеполагания SMART впоследствии был доработан, и к нему прибавилось еще две буквы — E и R, получилось, соответственно, SMARTER, что на английском языке означает «умнее».

Последние две буквы символизируют слова Evaluate (Оценка) и Re-adjust (Корректировка). Согласно обновленной методике, вам нужно регулярно оценивать свой прогресс в достижении цели и при необходимости вносить корректировки. Оценка позволяет своевременно выявлять проблемы и изменить подход, если что-то не работает.

БКС Мир инвестиций