
До того, как братья Нобели основали в России первую нефтяную компанию, нефть в нашей стране перевозилась на ослах в кожаных мешках. Прогресс двигался вперед семимильными шагами. Сегодня нефть перевозят на танкерах, в цистернах и, само собой, доставляют по длинным сетям нефтепроводов.
Где находятся самые протяженные из них — читайте в нашем материале.
Строительство крупнейшей в мире магистральной системы нефтепроводов началось в конце 1960 г., а в октябре 1964 г. первый участок был официально введен в строй. С ростом экономик стран, в которые поставлялись энергоресурсы, было принято решение проложить по тем же маршрутам трубопроводную систему «Дружба-2», чтобы увеличить поставки нефти. Ее строительство завершено в 1974 г. Отсюда и рекордная общая протяженность.
Маршрут нефтепровода проходит от Самары до Брянска, оттуда до белорусского Мозыря, где он разветвляется на два участка:
• северный пролегает на территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы
• южный идет через Украину, Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию.
Из 8900 км на Россию приходится участок в 3900 км, который принадлежит акционерному обществу Транснефть. На протяжении всей трубопроводной системы действует 46 насосных станций.
В 2006 г. из-за аварии на участке Унеча — Полоцк-1 и 2 в Брянской области северная ветка полностью перестала функционировать. Эксперты считают, что этот отрезок магистрали скорее всего никогда не будет использоваться, по крайней мере, как часть нефтепровода «Дружба». Вместо северной ветки в 2009 г. Транснефть проложила вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в обход аварийного участка до порта Усть-Луга в Балтийском море. А в 2012 г. там же был запущен нефтеналивной комплекс и из порта начали курсировать танкеры, которые по воде доставляют нефть потребителям.
Один из самых длинных нефтепроводов строили с 1962 по 1964 гг. Он берет свое начало на побережье Мексиканского залива в городе Хьюстон, штат Техас, и проходит через прибрежные штаты: Луизиана, Миссисипи, Алабама, Джорджия, Южная Каролина, Северная Каролина, Вирджиния, Мэриленд, Делавэр, Пенсильвания и Нью-Джерси. По нему перекачивается 45% топлива, потребляемого на восточном побережье США. Чтобы доставить партию нефти из Техаса в порт Нью-Йорка, требуется примерно 18,5 дней.
Нефтепровод напрямую связан с несколькими американскими аэропортами, включая Нэшвилл, Атланту, Даллас, Гринсборо, Балтимор-Вашингтон и Роли-Дарем. Кроме того, через соединение с трубопроводом Buckeye он обслуживает столичные аэропорты Нью-Йорка.
В мае 2021 г. работа Colonial Pipeline полностью остановилась на пять дней из-за масштабной хакерской атаки. Причина в том, что система полностью автоматизирована, и ее удалось взломать. Власти объявили режим региональной чрезвычайной ситуации, что вызвало резкий рост цен на бензин в США. Позже в Colonial Pipeline сообщили, что киберпреступники получили выкуп в размере $5 млн, чтобы трубопровод снова заработал.
Нефтепровод проходит от Тайшета до порта Козьмино в заливе Находка. Он соединяет месторождения нефти, расположенные в Западной и Восточной Сибири, с Дальним Востоком, а также с рынками США и Азии с помощью танкеров.
• В 2009 г. состоялся запуск первой очереди — трубопровод от города Тайшет, расположенного в Иркутской области, до Сковородино в Амурской области, его протяженность составляет 2694 км. Пропускная способность — около 80 млн тонн в год.
• В 2012 г. сдана вторая очередь — от Сковородино до Козьмино. Пропускная способность — около 30 млн тонн в год.
Из города Сковородино через ответвление нефть поставляется в Китай.
Это сеть, по которой «черное золото» перекачивается из нефтеносных песков в Канаде на перерабатывающие заводы в США, в том числе в штатах Небраска и Иллинойс.
При этом нефтепровод пока не достроен: эксплуатируются только три этапа проекта, а четвертый ждет одобрения властей США, которые отозвали разрешение на строительство.
• 1 этап был завершен в 2010 г. Нефть поставляется с месторождения в Альберте до заводов в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока.
• 2 этап — ответвление Кистоун-Кушинг — завершился в 2011 г. Он пролегает от Стил-Сити до нефтехранилищ в крупном хабе в Оклахоме.
• 3 этап открыт в январе 2014 г. — это ответвление тянется с Мексиканского залива.
• 4 этап под названием Keystone XL собирались построить, чтобы направить еще один поток канадской нефти в Америку. Однако проект раскритиковали экологи и некоторые конгрессмены США. В 2012 г. Барак Обама отклонил заявку на строительство, так как ветка могла негативно повлиять на песчаные холмы в Небраске. Маршрут Keystone XL был изменен, однако разрешение пока так и не получено: в 2017 г. Дональд Трамп подписал меморандум о возрождении трубопроводов, но в 2021 г. администрация Байдена заявила, что заморозит проекты, несмотря на возможные судебные иски от Канады.
Это первый китайский трубопровод прямого импорта нефти из Центральной Азии. Проходит от казахстанского города Атырау до автономного района Синьцзян в Китае. Строительство было согласовано странами в 1997 г.
• Строительство первого участка трубопровода от месторождений в Актюбинской области до Атырау протяженностью 449 км завершено в 2003 г.
• Второй участок от казахстанского поселка Атасу (в 2020 г. переименован в Жанаарку) до китайского города Алашанькоу достроен в 2005 г. Его протяженность — 987 км.
• Участок Кенкияк-Кумколь протяженностью 792 км заработал в 2011 г.
Кроме того, от китайского Алашанькоу до крупнейшей китайской нефтехимической базы в Душаньцзы проложена отдельная ветка длиной 246 км.
Читайте также: Самые длинные газопроводы в мире
БКС Мир инвестиций

С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте
Инвестировать