Читать 3 мин

Потребляют больше, но меньше копят: как одиночество влияет на экономику

Социологи не первый год говорят о распространяющейся в мире «эпидемии одиночества» — социальной изоляции людей, которая усугубилась после ковидной пандемии. Специалисты отмечают, что это комплексный тренд, вызванный сочетанием социальных и демографических факторов, а не мимолетное настроение общества. А значит, и последствия этого явления могут быть гораздо масштабнее, чем представляется на первый взгляд.

В этой публикации посмотрим, как одиночество современных людей влияет на экономику.

Одинок, но не один

«Эпидемия одиночества» характерна для развитых стран с высоким уровнем жизни, с большей долей городского населения.

В России 41,8% домохозяйств состоят из одного человека. С 2002 г. этот показатель практически удвоился — тогда на «синглов» (от англ. single) приходилось 22,3%. Особенно сильно эта тенденция проявляется в городах — здесь доля одиноких жителей составляет 43,9%, тогда как в сельской местности — 34,5%.

Безусловно, это глобальный тренд. В США доля одиночных домохозяйств выросла с 13% в 1960 г. до 29% в 2024 г. В Германии, Франции, Великобритании схожие темпы роста и текущий показатель выше 30%. Даже в Италии, которая ассоциируется в массовом сознании с большими семьями, из 100 домохозяйств 33 состоят из одного человека. В скандинавских странах этот показатель еще выше — в среднем около 45%.

В азиатских странах цифры схожи с европейской статистикой, однако здесь гораздо выше темпы роста одиночных домохозяйств. В Китае, к примеру, с 1960 г. показатель увеличился в 6 раз, в Южной Корее — в 11. При этом стоит отметить, что тренд наблюдается и во многих странах со средним и низким уровнями доходов, хоть и развивается разными темпами.

Экономика «синглов»

Тренд на одиночество может влиять на отдельные отрасли и сегменты экономики — через потребительское поведение, инвестиционные и накопительные практики, использование ресурсов.

Одинокие люди, особенно в молодом возрасте, склонны к более активному потреблению. С учетом повсеместной цифровизации это дает дополнительную поддержку таким сегментам, как сфера развлечений, производство контента, образование, доставка и бытовые услуги, онлайн-ритейл, социальные медиа.

Например, в Китае термин «экономика одиночества» впервые использовали в 2018 г. в совместном отчете сайта знакомств и сервиса аренды квартир. Оказалось, что их основная аудитория — одинокие горожане младше 50 лет — самые активные потребители индустрии развлечений.

Цзяньго Лю из Мичиганского университета, изучая каким образом изменения в составе домохозяйств влияет на потребление ресурсов, отмечал, что одинокие люди потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковки, на 55% больше электроэнергии и на 61% — газа на душу населения, чем семьи из четырех человек.

Кроме того, одиночки больше тратят на жилье, включая аренду и обслуживание ипотечных кредитов. Таким образом повышается спрос на небольшие квартиры и студии, а за ними и стоимость компактных планировок.

Однако психологи говорят, что в некоторых случаях чрезмерное потребление может становиться компенсаторным механизмом для тех, кто оказался в одиночестве вынуждено и остро переживает недостаток социальных связей.

Не стоит забывать, что количество одиночек растет и среди пожилого населения, а значит, они могут трансформировать и социальные механизмы. К примеру, эксперты ОЭСР предупреждают, что поддержка пожилых, оставшихся одних, может потребовать от государства больших ресурсов.

Так, исследовательский центр при Американской ассоциации пенсионеров (AARP) подсчитал, что каждый социально изолированный американец старше 65 лет стоит национальной экономике дополнительные $134 в месяц, или $1,6 тыс. в год. Всего на одиноких людей в США тратится $6,7 млрд в год, а основным плательщиком является финансируемая государством система медицинского страхования.

Взгляд на «черный день»

При этом интересно, что накопительное поведение одиночек может различаться. Так, западные исследователи считают, что люди без семьи ни с кем не делят финансовые риски и поэтому склонны больше работать и больше сберегать на случай потери источника доходов или жизненных кризисов.

Однако Банк России в своем обзоре «Демография и сбережения» отмечает, что вероятность сбережений среди российских домохозяйств из одного человека значительно ниже, чем среди домохозяйств других типов.

«Прежде всего вывод обусловлен сберегательным поведением мужчин-одиночек среднего возраста, которые делают накопления значительно реже, чем домохозяйства иных типов. Вторая тенденция связана с женщинами-одиночками старше 40 лет, так как в этот период начинает увеличиваться разрыв в вероятности сбережений между данной группой и домохозяйствами других типов», — поясняют в ЦБ.

Аналитики добавляют, что в будущем финансовый рынок может столкнуться с необходимостью адаптировать сберегательные инструменты в том числе и под такую категорию населения.

«Возможно, что в будущем при принятии решений по денежно-кредитной политике необходимо будет учитывать рост доли домохозяйств из одного человека, которые менее склонны к формированию сбережений, что, в свою очередь, может стать одним из факторов, определяющих более высокий уровень долгосрочной равновесной процентной ставки», — отмечается в обзоре.

БКС Мир инвестиций

Читайте главные новости рынка в telegram-канале БКС Экспресс