
Начинать свое дело с нуля нелегко, особенно когда ты новичок. Бизнес-план помогает предпринимателю не только найти инвесторов, но и заранее определиться со стратегией развития и продвижения. И это значительно облегчает реализацию идеи. Рассказываем в статье, как составить бизнес-план.
Это документ, в котором прописаны этапы осуществления предпринимательской деятельности. В нем раскрывается порядок развития и продвижения проекта, а также перечисляются основные риски.
В бизнес-плане содержатся:
• Информация о компании-инициаторе.
• Краткое резюме, идея проекта.
• Описание производимой продукции, реализуемых товаров или оказываемых услуг.
• Анализ рынка в данной сфере.
• Экономические расчеты ведения деятельности.
• План маркетинга, способы реализации и продвижения товаров/услуг.
В документ можно добавить детализацию расчетов по предполагаемым расходам и доходам, аналитические графики, фото объектов, результаты маркетинговых исследований и прочее. Однако не стоит включать все сразу в основную часть плана, иначе он получится слишком громоздким, будет трудно сфокусировать внимание на чем-то конкретном. Графики, фото и прочие уточняющие данные лучше вынести в приложения.
Разработка бизнес-плана перед началом любого проекта — правильный подход. Многие предприниматели считают, что в нынешнее время среда для развития бизнеса слишком изменчива и нестабильна, поэтому планирование бессмысленно. Кому-то просто лень, и тогда планированием пренебрегают. Однако если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то риск прогореть и потерять деньги возрастает в разы.
Чаще всего к бизнес-плану прибегают, чтобы привлечь дополнительное финансирование. Именно этот документ поможет привлечь инвесторов, взять кредит в банке, получить государственные гранты и субсидии.
Главное, что, и без необходимости в дополнительных средствах, бизнес-план даст готовый порядок действий для осуществления проекта. Это позволит сэкономить время и деньги в процессе реализации, не нужно будет двигаться вслепую.
Для себя. Такой план предназначен исключительно для предпринимателя, поэтому формируется в произвольной форме. Основная цель — оценить риски и ситуацию на рынке, а также составить порядок действий.
Для инвесторов. В данном случае целью будет являться привлечение дополнительных средств в проект. Инвесторы редко требуют, чтобы план соответствовал определенным стандартам. Наиболее важными для них являются графы оценок — анализ рынка, риски и перспективы, период окупаемости, преимущества перед конкурентами, рентабельность.
Для кредитования. А здесь лучше уточнить стандарты и требования к документу у банка, в котором собираетесь кредитоваться. Однако ориентироваться стоит на стандарты UNIDO. При составлении плана будет нелишним обратиться к консультанту.

С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте
ИнвестироватьАнализ рынка и конкурентов
На этом этапе необходимо тщательно изучить рынок, на котором собираетесь работать: без детальной аналитики рынка и конкурентов велик риск провала на начальных стадиях реализации проекта.
Если планируется выход на крупные рынки, то готовые исследования можно приобрести на различных аналитических сайтах. Правда, для локальных рынков найти что-то подобное вряд ли получится. Для самостоятельного анализа необходимо:
• Изучить конкурентов: посмотреть прайсы, условия работы, договоры.
• Выйти на целевую аудиторию: изучить объем и интересы.
Дополнительно можно поискать информацию в СМИ, данных Росстата и других госорганов. Можно заказать маркетинговое исследование у профессионалов, если нет желания заниматься этим самостоятельно.
Определите слабые и сильные стороны своего проекта. Например, вы открываете салон-красоты. В анализе стоит указать удобство расположения, оснащение необходимым оборудованием и дополнительными удобствами как для клиентов, так и для персонала. Распишите ассортимент услуг с преимуществом перед конкурентами.
Определите свои возможности и риски. Например, рост рынка бьюти-услуг можно отнести к возможностям, в то время как вероятность снижения дохода у потенциальных клиентов или появление новых конкурентов будут являться рисками.
Сбор исходных данных
При составлении бизнес-плана необходимо:
• Определиться с системой налогообложения, составом и процентными ставками.
• Составить перечень потенциальных расходов для реализации проекта.
• Собрать данные по источникам финансирования.
• Определиться с количеством персонала и размером оплаты труда.
• Получить информацию о потребностях в производственном сырье: его стоимость, необходимое количество и прочие данные.
• Определиться с объемами производства, расценками и влиянием сезонности.
Это неполный список необходимой информации, ведь у каждого проекта есть нюансы и особенности, которые нужно учитывать при составлении бизнес-плана.
Составление бизнес-плана
После того, как вы собрали всю необходимую информацию, можно приступать к написанию. Самым известным и востребованным стандартом является бизнес-план по форме UNIDO. В него входят следующие разделы:
В любом случае при составлении бизнес-плана для конкретной цели необходимо ознакомиться с требованиями к документу. Если вы решили заказать готовый бизнес-план у профессионалов, но будете работать по нему, не стоит полностью делегировать работу консультанту. Участвуя в разработке, вы лучше разберетесь в нюансах своего проекта и сэкономите время при его реализации.
БКС Мир инвестиций