В прошлом году в России на Мосбирже впервые разместили цифровые финансовые активы (ЦФА) на произведение искусства. Им стала работа известного московского художника-абстракциониста Юрия Злотникова «Протосигналы (#43)» 1957 г. Рассказываем, зачем нужны ЦФА на произведения искусства и работы каких мастеров уже обессмертили таким способом.
«Выпуск ЦФА на произведения искусства является важным этапом в развитии финансовых технологий и распространения механизмов секьюритизации в новые сегменты бизнеса. В перспективе это позволит предоставить инвесторам самые разные финансовые продукты, расширяющие возможности диверсификации их вложений», — рассказал управляющий директор по цифровым активам Московской биржи Сергей Харинов.
Владение цифровыми произведениями искусства можно сравнить с паевым инвестиционным фондом. Это позволяет инвесторам приобретать доли в работах художников, чье искусство стабильно растет в цене и считается надежным активом. Такой подход делает инвестиции в искусство доступными для более широкой аудитории, а не только для сверхбогатых коллекционеров, как это было раньше.
У долевого владения произведениями искусства есть очевидные преимущества:
Широкая доступность. Теперь возможность стать совладельцем шедевра есть у многих, а не только у избранных. Долевое владение снижает порог входа на арт-рынок и открывает его для частных инвесторов.
Сохранение культурного наследия. Когда произведения искусства становятся доступны большему числу людей через дробное владение, это способствует сохранению шедевров. Картины не остаются в частных коллекциях, так как совладельцы могут поддерживать их экспонирование в музеях и на публичных площадках, что повышает культурную значимость и доступность искусства для общества.
Развитие арт-сообщества. Современные платформы, такие как Tessa или Particle, не только предоставляют финансовые инструменты, но и формируют вокруг себя сообщества, объединяя людей, увлеченных искусством, и создавая новые формы культурного взаимодействия.
Изменение роли коллекционера. С переходом к долевому владению коллекционер перестает быть просто обладателем статусного предмета. Важной задачей становится участие в сохранении культурных ценностей и в развитии глобального культурного наследия, даже если у владельца нет физического доступа к объекту.
Картина Пабло Пикассо «Портрет молодой девушки в голубом берете» (1964)
Это первый случай, когда права на картину были зарегистрированы в публичном блокчейне регулируемым банком, что дало возможность инвесторам покупать и продавать доли в произведении искусства через Art Security Tokens (AST).
NFT Эрмитажа
Эрмитаж выпустил 10 NFT (Non-fungible token) – уникальных криптографических токенов на цифровые копии пяти известных произведений Леонардо да Винчи, Джорджоне, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского, Клода Моне. Пять токенов остались в коллекции музея, а пять были проданы на аукционе, что принесло учерждению около $0,5 млн и стало новым этапом в музейной экономике.
«Токены Друзей»
Благотворительный фонд «Друзья» совместно с платформой ProCharity и оператором ЦФА WhiteBird реализовал проект по продаже NFT-фоторабот. Все средства направлены на развитие благотворительности, а проект получил премию за вклад в благотворительность России.
Фрески школы Рафаэля
Эрмитаж совместно с платформой Atomyze и при поддержке Интерроса выпустил ЦФА на три фрески мастеров школы Рафаэля. Средства от продажи токенов идут на реставрацию произведений искусства, а покупатели получают цифровые права и членство в «Клубе цифровых меценатов».
БКС Мир инвестиций