Читать 2 мин

Пайщики Пикассо. Как работают ЦФА на произведения искусства

В прошлом году в России на Мосбирже впервые разместили цифровые финансовые активы (ЦФА) на произведение искусства. Им стала работа известного московского художника-абстракциониста Юрия Злотникова «Протосигналы (#43)» 1957 г. Рассказываем, зачем нужны ЦФА на произведения искусства и работы каких мастеров уже обессмертили таким способом.

«Выпуск ЦФА на произведения искусства является важным этапом в развитии финансовых технологий и распространения механизмов секьюритизации в новые сегменты бизнеса. В перспективе это позволит предоставить инвесторам самые разные финансовые продукты, расширяющие возможности диверсификации их вложений», — рассказал управляющий директор по цифровым активам Московской биржи Сергей Харинов.

Зачем это нужно

Владение цифровыми произведениями искусства можно сравнить с паевым инвестиционным фондом. Это позволяет инвесторам приобретать доли в работах художников, чье искусство стабильно растет в цене и считается надежным активом. Такой подход делает инвестиции в искусство доступными для более широкой аудитории, а не только для сверхбогатых коллекционеров, как это было раньше.

У долевого владения произведениями искусства есть очевидные преимущества:

Широкая доступность. Теперь возможность стать совладельцем шедевра есть у многих, а не только у избранных. Долевое владение снижает порог входа на арт-рынок и открывает его для частных инвесторов.

Сохранение культурного наследия. Когда произведения искусства становятся доступны большему числу людей через дробное владение, это способствует сохранению шедевров. Картины не остаются в частных коллекциях, так как совладельцы могут поддерживать их экспонирование в музеях и на публичных площадках, что повышает культурную значимость и доступность искусства для общества.

Развитие арт-сообщества. Современные платформы, такие как Tessa или Particle, не только предоставляют финансовые инструменты, но и формируют вокруг себя сообщества, объединяя людей, увлеченных искусством, и создавая новые формы культурного взаимодействия.

Изменение роли коллекционера. С переходом к долевому владению коллекционер перестает быть просто обладателем статусного предмета. Важной задачей становится участие в сохранении культурных ценностей и в развитии глобального культурного наследия, даже если у владельца нет физического доступа к объекту.

Примеры ЦФА и токенизации произведений искусства

Картина Пабло Пикассо «Портрет молодой девушки в голубом берете» (1964)

Это первый случай, когда права на картину были зарегистрированы в публичном блокчейне регулируемым банком, что дало возможность инвесторам покупать и продавать доли в произведении искусства через Art Security Tokens (AST).

NFT Эрмитажа

Эрмитаж выпустил 10 NFT (Non-fungible token) – уникальных криптографических токенов на цифровые копии пяти известных произведений Леонардо да Винчи, Джорджоне, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского, Клода Моне. Пять токенов остались в коллекции музея, а пять были проданы на аукционе, что принесло учерждению около $0,5 млн и стало новым этапом в музейной экономике.

«Токены Друзей»

Благотворительный фонд «Друзья» совместно с платформой ProCharity и оператором ЦФА WhiteBird реализовал проект по продаже NFT-фоторабот. Все средства направлены на развитие благотворительности, а проект получил премию за вклад в благотворительность России.

Фрески школы Рафаэля

Эрмитаж совместно с платформой Atomyze и при поддержке Интерроса выпустил ЦФА на три фрески мастеров школы Рафаэля. Средства от продажи токенов идут на реставрацию произведений искусства, а покупатели получают цифровые права и членство в «Клубе цифровых меценатов».

БКС Мир инвестиций

Выгодный старт в БКС: Кешбэк и акции в подарок новым клиентам

Инвестировать