
Коллекционные игровые карточки с покемонами и спортивными командами опережают индекс S&P 500 по доходности — более 46% в год, пишет Fortune. Несмотря на то, что японской анимационной франшизе уже почти 30 лет, интерес к ней не стихает — на покупку карточек тратятся сотни и иногда и миллионы долларов.
Но что это — дорогостоящее хобби или новый инвестиционный инструмент?
Согласно данным сервиса Card Ladder, который специализируется на коллекционных карточках, стоимость карт Pokémon среди всех категорий увеличилась в среднем на 3261% за 20 лет. На горизонте года рост составляет 46% — темпы, превышающие динамику котировок NVIDIA или среднюю доходность S&P 500 в 12% годовых.
Чтобы приносить прибыль, карточки должны быть редкими и в отличном состоянии. Ажиотаж в поисках таких экземпляров привел к тому, что полки в специализированных отделах Walmart и Target опустели, а некоторые ритейлеры ввели ограничения или остановили продажи карточек вовсе.
Однако на новые высоты рынок перепродаж поднимает онлайн-формат. По словам генерального директора eBay, в 2024 г. пользователи сервиса искали «покемонов» почти 14 тыс. раз в час. А общая их стоимость на eBay растет уже девять кварталов подряд.
Свою роль играют и соцсети. К примеру, Логан Пол — блогер, рестлер и боксер с 32 млн подписчиков — потратил миллионы на покупку коллекционных карточек, собирая при этом миллионы просмотров на «коллекционном» контенте. В 2022 г. он побил мировой рекорд, купив за $5,275 млн редкий экземпляр «Pikachu Illustrator». По его словам, это приобретение обошлось ему дороже, чем собственное ранчо площадью 84 акра (около 34 гектар).
Старший вице-президент по маркетингу Panini America, специализирующейся на спортивных карточках, говорит, что их можно считать своего рода рыночным товаром и даже произведением искусства. Но стоит ли их рассматривать как реальную инвестиционную возможность? Во многом это зависит от намерений человека.
«Некоторые люди собирают деньги, потому что рассматривают это как инвестицию. Другие делают это просто ради удовольствия», — говорит он.
Большинство коллекционеров, по его словам, не впадают в крайности, тратя на редкие экземпляры чрезмерные суммы. Вместо этого относятся к поиску редкостей как к хобби — в первую очередь, для собственного удовольствия. В разговоре с Fortune обладатели дорогостоящих коллекций отмечают, что такое увлечение — еще и возможность отключиться от цифровых технологий: держать в руках карточки, общаться с единомышленниками.
По данным The Athletic, спортивные карточки приносят производителям и розничным торговцам годовой доход в $1 млрд. Столько же — карточки с одними только покемонами. Их было выпущено более 75 млрд, и спрос по-прежнему высок.
У тех, кто вырос на японской франшизе, теперь есть собственные дети, поясняют собеседники издания, и они могут воссоздать приятные воспоминания детства уже в качестве родителей. По большому счету ностальгия и делает успешным этот рынок с миллиардным оборотом.
БКС Мир инвестиций
