На земле и в небе: как связаны климатический кризис и мировая торговля

Говоря об изменениях климата, мы чаще всего подразумеваем негативное влияние на природу. Но этот процесс также вредит экономике, в частности — мировой торговле. Причем это работает и в обратную сторону. Расскажем об этой зависимости подробнее.

Вездесущие проблемы

На воде

Перевозки по морю и океану — наиболее распространенный вид мировой торговли, на который приходится примерно 80% от всех доставляемых товаров. Выбросы от судового топлива ощутимо вредят окружающей среде, что, в свою очередь, тоже негативно отражается на судоходстве.

Яркий пример — Панамский канал, ключевая транспортная артерия мира. Он был открыт для транзита в 1914 г., но за чуть более сотни лет успел ощутить на себе влияние климатического кризиса.

Этот важный путь для торговли в свое время позволил кораблям сократить длинное расстояние из точки А в точку Б, по сути, соединив Атлантический и Тихий океаны. Так, суда преодолевают через него на 13 тыс. км меньше, чем до 1914 г.

В 2023 г. уровень воды в Панамском канале опустился из-за дефицита осадков, а потому местному правительству пришлось ввести серьезные ограничения на перемещения судов по нему. Если канал обмелеет еще сильнее, то около 14 тыс. кораблям, которые проходят через него в течение года, придется искать другие, менее выгодные с точки зрения временных и финансовых издержек пути передвижения.

Причем проблема отражается и на жизни местного населения. Все дело в том, что для прохода одного судна здесь требуется примерно 200 млн л пресной воды из соседнего озера. После прохода корабля этот гигантский объем воды преимущественно сбрасывается в океан. Хотя из этих же источников воду получают граждане. И это при том, что в Панаме живет около 4 млн человек.

В контексте этой проблемы эксперты часто упоминают феномен Эль-Ниньо — это потепление не более чем на 3 градуса по Цельсию той части Тихого океана, по которой проходит экватор. В 2024 г., по прогнозам, ситуация только ухудшится.

На суше

Стихийные бедствия, вызванные климатическими изменениями, могут нарушить крупные торговые цепочки и на суше. Например, из-за наводнения в Таиланде в 2011 г. глобальная электронная и автомобильная промышленности перестали функционировать должным образом. Эксперты пришли к выводу, что на этом фоне темпы роста мирового промышленного производства упали на 2,5 п.п.

В целом на фоне засухи снижается доступность воды в некоторых странах, где и так есть ее дефицит. Увеличивается риск снижения урожайности и повышается уязвимость экосистем. Потери несут также рыбный и животноводческий бизнесы.

В некоторых регионах мира засухи и вовсе могут вызывать серьезные песчаные бури, при которых целые миллиарды тонн песка способны преодолевать континенты. Это значит, что пустыни расширяются, а участки земель для выращивания продовольственных культур сокращаются.

Наиболее уязвимые в этом смысле страны — Африка и Южная Азия. Ожидается, что они столкнутся не только с серьезными потрясениями в сельскохозяйственном секторе, но и на рынке труда, ведь большая часть населения работает именно в этой отрасли.

В небе

Но влияние климата на экономику не ограничивается только водой и сушей. Эксперты из университета Ньюкасла и Метеорологического бюро Центра Хэдли пришли к выводу, что глобальное потепление вызовет большее количество грозовых дождей, ливней, града и ветра Европе. Это значит, что удары молний участятся, следовательно, увеличится риск лесных пожаров. Кроме того, может пострадать критически важная инфраструктура, в том числе энергетическая. Поэтому, считают авторы исследования, придется продолжить изучения взаимной зависимости торговли и климатических изменений, а также разрабатывать соответствующие политику и меры на местном и отраслевом уровнях.

Если же говорить о торговых перевозках по небу, здесь тоже не все гладко. Глобальное потепление увеличивает риски попадания самолетов в турбулентность и, соответственно, возникновения несчастных случаев в воздухе.

В авиации есть такое понятие, как сдвиг ветра. Это ситуация, при которой ветер резко меняет свое направление на совсем небольшом участке в атмосфере. Проще говоря, встречая сдвиг ветра на своем пути, самолет попадает в турбулентность. Проблема заключается в том, что она невидима при ясном небе, но имеет такую силу, что может буквально выкинуть пассажиров транспорта из своих кресел.

Ученые из Редингского университета изучили данные спутников и пришли к выводу, что в период с 1979 г. сдвиг ветра в верхних слоях атмосферы над Северной Атлантикой усилился на 15% на фоне климатических изменений. По данным исследователей, к 2050–2080 гг. турбулентность станет в три раза более распространенной.

И это при том, что уже сейчас ежегодно десятки тысяч самолетов сталкиваются с серьезной турбулентностью, из-за которой мировой авиационный сектор вынужден платить издержки. Причины — задержки рейсов, травмы бортпроводников и пассажиров и даже структурные повреждения самолетов.

Что может помочь?

Климатические изменения дали знать о себе не сегодня, а ученые и политики уже много лет разрабатывают планы борьбы с ними и, соответственно, с губительными экономическими последствиями для мира. Один из вариантов — переход к зеленым технологиям.

На важнейшие промышленные отрасли — сталелитейную, алюминиевую, бетонную, химическую, авиационную, морскую и грузовую — приходятся 30% мировых выбросов парниковых газов. При этом отказаться от таких производств, безусловно, нельзя, так как для нас они жизненно необходимы. Зато технологии, применяемые в таких отраслях, можно поменять на более экологичные.

Это можно сделать за счет расширения доступа к передовым экологически безопасным технологиям, а также размера рынка инноваций в низкоуглеродных технологиях. Немаловажно поощрять конкуренцию: в таком случае масштабность подобных производств бы расширилась, они бы стали экономнее, соответственно, издержки бы снизились.

Еще один способ — открытость торговли. Ряд исследований показывает, что сокращение торговых издержек в странах с низким уровнем доходов снижает потери их благосостояния на фоне изменения климата. Также открытая торговля между странами может снизить миграцию, вызванную климатическими проблемами.

БКС Мир инвестиций

Год без комиссии

Инвестируйте с бонусом — вернем до 1 000 000 ₽

Инвестировать