Сегодня, чтобы зарегистрироваться в соцсети, послушать музыку, посмотреть кино или прочитать книгу в электронном формате, нужно поделиться личными данными на этапе регистрации в приложениях. Цифровизация и широкий спрос на подобные сервисы поставили техгигантов на особое место среди крупнейших компаний мира.
Есть мнение, что на фоне этих изменений нынешнюю экономическую систему больше нельзя называть капитализмом. Разберем, что такое технофеодализм и чем он опасен.
В 2023 г. бывший министр экономики Греции Янис Варуфакис написал книгу «Технофеодализм: что убило капитализм». На русском языке она появилась совсем недавно — в апреле этого года.
Экономист сравнил технологические компании с феодалами — потому что у них тоже есть определенная власть над людьми: как называет их Варуфакис, «облачными крепостными». Персональные данные пользователей и их предпочтения, которые легко считываются алгоритмами, служат своего рода платой за использование сервисов и комфорт. Платформы формируют рекламу и контент, изучая поведение пользователя, чтобы в дальнейшем получать наибольшую выгоду. Любой клик в приложении или на сайте — валюта.
Как и феодал, технологический бизнес способен делать то, что захочет, в рамках своего «надела» — без глобальной необходимости предупреждать или объясняться. Например, удалить приложение из магазина, поднять нужный сайт в начало при поисковой выдаче и так далее.
Варуфакис убежден, что цифровые феодалы уже давно перешли от принципа получения прибыли из инноваций и нестандартных решений к более простому — монополизации рынка и сбору ренты. Это, считает он, и является их основным источником заработка. Пользователи вынуждены платить, чтобы получить доступ к желаемому продукту.
При капитализме, считает Варуфакис, профессии менеджеров и маркетологов выполняют крайне важную миссию — управлять рабочими, чтобы те трудились еще быстрее и лучше, и привлекать клиентов.
Сегодня же функции обеих во многом (а в некоторых случаях и полностью) автоматизировали, пишет экономист. Этим занимаются алгоритмы: формируют рекламу и создают вещи.
В текущей реальности, по мнению Варуфакиса, классические капиталисты вынуждены так или иначе работать с технологиями и компаниями, которые их предоставляют. И им остается только продавать свои услуги и товары на условиях «облачных капиталистов». Разумеется, существует и противоположное мнение.
Есть те, кто оспаривает идею о том, что технологические компании являются всего лишь искателями ренты на новом экономическом «ландшафте». Техгиганты вкладывают значительные средства в исследования, разработки и обширную инфраструктуру — все это отличительные черты активных капиталистов. Например, считается, что они не просто праздно копят деньги, но и продвигают производство и инновации, а это противоречит образу феодалов, которые лишь извлекают выгоду из монопольной ренты.
В книге экономист предлагает представить ситуацию, напоминающую сюжет научно-фантастического рассказа: вы переноситесь в город, в котором каждый занимается своим делом, и сначала все выглядит нормально. Но затем вы замечаете, что все здания и магазины «принадлежат парню по имени Джефф». Это довольно очевидная отсылка к Джеффу Безосу, основателю Amazon.com.
Именно Джеффу, фантазирует Варуфакис, принадлежат алгоритм, который «берет комиссию с каждой продажи, и он решает, что можно продавать, а что нет».
«Оказывается, что Джефф владеет не только магазинами и общественными зданиями. Он также владеет землей, по которой вы ходите, скамейкой, на которой вы сидите, даже воздухом, которым вы дышите. Фактически в этом странном городе все, что вы видите (и не видите), регулируется алгоритмом Джеффа: мы с вами можем идти рядом друг с другом, наши глаза смотрят в одном направлении, но вид, предоставляемый нам алгоритмом, полностью индивидуален, тщательно отобран в соответствии с приоритетами Джеффа. Все, кто перемещается по amazon.com, кроме Джеффа, бродят в алгоритмически сконструированной̆ изоляции», — пишет в книге Варуфакис.
Так и в популярной Tesla Илона Маска электрические цепи подключены к облачному капиталу. Фактически это сделано из соображений безопасности: компания может удаленно отключить любую из проданных машин, если что-то поломалось или владелец что-то делает не так. Но на самом деле собирается любая информация о действиях автомобилиста, даже его музыкальные предпочтения.
Возможно, ключевая брешь технофеодализма — вопрос безопасности. При классическом феодальном строе народ действительно подчинялся властной фигуре, но она, в свою очередь, обещала ему взамен защиту и безопасность.
Когда мы регистрируемся в сервисах и на сайтах, нам почти всегда обещают защищенность данных. Но так ли это на деле?
Например, на рынке криптовалют используют фразу «код — это закон». Она подразумевает, что если алгоритмы позволили что-то сделать, то это не является правонарушением. Еще в 2000 г. американский юрист и активист Лоуренс Лессиг привел несколько примеров в статье для журнала Гарварда, как это «правило» нарушает привычные нам представления о законности. Он описывал случаи, когда не соблюдались конфиденциальность пользователей, собирались их личные данные и так далее. Был даже прецедент, когда американский трейдер, обвиненный в крупном мошенничестве с криптовалютой, пытался аргументировать свои действия фразой о коде.
Варуфакис предлагает и решение, которое помогло бы избежать ловушек технофеодализма. Например, разработать реформы, которые:
БКС Мир инвестиций