
Судовые брокеры отмечают большое количество танкеров, переданных неназванным покупателям за последние 6 месяцев, в связи с чем можно предположить, что на рынке создается большой флот танкеров, который поможет перенаправить российскую нефть и нефтепродукты из Европы в Азию после вступления в силу 5 декабря европейского нефтяного эмбарго, утверждает агентство Bloomberg.
По словам главы отдела исследований танкеров компании Braemar Анупа Сингха, с начала украинского кризиса и в преддверии введения эмбарго на поставки нефти в Европу наблюдается резкий рост торговли танкерами, причем многие или даже большинство покупок осуществляются неизвестными организациями, базирующимися в таких странах, как Дубай, Гонконг, Сингапур и Кипр.
Танкеров может оказаться достаточно. По оценкам Braemar, для перенаправления 4 млн б/с российской нефти и нефтепродуктов из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион многие из недавно приобретенных судов должны будут присоединиться к 102 Афрамаксам, 58 Суэцмаксам и 80 очень крупным танкерам, которые в недавнем прошлом перевозили венесуэльскую и иранскую нефть. Кроме того, можно ожидать роста числа случаев перевалки значительных объемов с судна на судно в море. Согласно сообщениям последних месяцев, такая практика уже стала обычным явлением: небольшие суда часто заходят в международные воды Атлантического океана, чтобы перегрузить российскую нефть на более крупные и эффективные танкеры для дальнейшей транспортировки в Азию.
Ждем, что поставки нефти из РФ продолжатся, иначе последствия для рынков будут чрезмерными. В статье Bloomberg также говорится, что попытка Европы прекратить страхование судов с российской нефтью может привести к дефициту топлива, при этом власти США хотят, чтобы покупатели соблюдали предложенный ценовой потолок, чтобы избежать потери российских поставок на мировые рынки. Мы считаем, что реализация обоих подходов (блокировка страхования и ограничение цен) маловероятна. Блокировку страхования при большом желании можно обойти, а текущая дисконт в Urals на уровне $20 за барр. дает дополнительный стимул в размере $80 млн в день. Ограничение цен попросту не будет соблюдаться Россией, и попытки ввести предельные цены приведут к падению российского экспорта и, скорее всего, к существенному росту мировых цен на нефть.
БКС Мир инвестиций
