Указ Президента РФ отменяет допустимые отклонения оптовых цен от индикативов с 1 октября 2025 г. по 1 мая 2026 г.
Еще одно положение указа — непризнание подакцизным товаром дизельного топлива, полученного в виде смешения дизельного топлива, авиационного керосина и иных компонентов организациями, не имеющими производственных мощностей по переработке нефти и/или стабильного газового конденсата.
НПЗ могут быть уверены в получении демпферных выплат от государства до конца апреля. В текущей редакции Налогового кодекса, без положения вчерашнего указа, НПЗ могли получать демпферные выплаты из бюджета только в случае, если оптовые цены на внутреннем рынке не превышают 110% индикативной цены по бензинам и 120% индикативной цены по дизельному топливу. Уже за август из-за данного правила нефтяники не получили выплаты по бензинам (-50 млрд руб. м/м до общих демпферных выплат в 31 млрд руб.). За сентябрь пока уверенности получения демпфера по бензинам нет: оптовые цены не уложились в лимит, но власти несколько раз комментировали возможность ретроспективного повышения лимита. Под риском за октябрь были бы выплаты и по бензинам, и по дизельному топливу.
Позитив в виде сохранения демпферных возмещений на семь месяцев. Подписанный указ полностью нивелирует риск того, что НПЗ не получат демпферные платежи из-за роста оптовых цен, в котором они и не виноваты по причине выбытия мощностей производства нефтепродуктов на внеплановые ремонты.
Подобную меру считаем выгодной и производителям, и властям, и потребителям нефтепродуктов. В противном случае у НПЗ были бы экономические стимулы увеличивать цены реализации на внутреннем рынке, ведь тогда при экспорте они заработали бы гораздо больше. Риск неполучения выплат по бензину, как мы считаем, реализовался за август (-50 млрд руб.).
Вторая мера, направленная на увеличения производства дизельного топлива, на наш взгляд, практически не касается крупных публичных нефтяных компаний с имеющимися у них перерабатывающими мощностями. Справочно: акциз на дизтопливо в 2025 г. — 12,1 тыс. руб. за т, к нему еще применяется НДС при текущей цене межсезонного дизтоплива в 70,5 тыс. руб. за т.
В нефтяном сегменте нам сейчас больше всех нравятся акции ЛУКОЙЛ — в ближайшее время ждем новостей по дивидендам и деталей по отмене квазиказначейских акций. По показателю EV/EBITDA в 2,8х на 2025 г. бумага торгуется с дисконтом к историческому значению 3,2х.
БКС Мир инвестиций