
В четверг, 5 мая, состоялся первое заседание рабочей группы по объединению белорусского автозавода МАЗ и российского КАМАЗа.
Официальное резюме первого акта переговоров достаточно короткое: стороны согласовали план дальнейшего взаимодействия, а также пришли к полному взаимопонимаю по всем вопросам.
Неофициальное — дело с мертвой точки особо не сдвинулось. Об этом говорит хотя бы тот факт, что возможные варианты ответов на многочисленные вопросы так никто и не огласил.
Впервые о возможности объединения автозаводов сообщил президент «Ростехнологий» (куда входит КАМАЗ) Сергей Чемезов в начале февраля 2011 года. Беларуси предложили обменять 100% пакета акций минского завода, на 25% акций российского. Помимо этого, российская сторона гарантировала соседям доступ к дилерской сети и станциям техобслуживания на территории России.
В ответ Минск заявил, что объединение возможно, однако выдвинул альтернативный вариант — создать холдинг «Росбелавто», куда будут переданы по 49% акций КАМАЗа и МАЗа. Это в свою очередь не устроило Россию.
Стоит отметить, что минский завод на 100% государственное предприятия и решение об объединении может принять только руководство страны. Сейчас экономика Беларуси нуждается в российских деньгах — необходимо решить проблему с ослаблением национальной валюты и стабилизировать бюджетную систему. В сложившихся политических условиях получить финансирование достаточно сложно. Наиболее доступный вариант — Россия.
«Очевидно, что вопрос кооперации КАМАЗа с МАЗом был одним из условий предоставления кредита Беларуси, — считает Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры России. — И Москву вряд ли устроит вариант неполного контроля над белорусским активом: в МАЗ надо будет вкладывать средства, и не исключено, что, например, в результате решения белорусского суда или введением Лукашенко «золотой акции» актив может быть потерян. Поэтому Москва пытается защитить свои инвестиции за счет 100% участия»
По мнению эксперта, действия белорусов, их нежелание принимать условия россиян, тоже объяснимы: все эти маневры попытка минимизировать реальную консолидацию активов и оптимизировать финансовый приток и кредитные ресурсы, которые может предоставить Москва.
БКС Экспресс
