Личный кабинет

Круизные компании подешевели на 80%. Стоит ли подбирать и что выбрать

3
в закладки
Поделиться

Акции операторов круизных туристических услуг Carnival (CCL) и Royal Caribbean (RCL) с начала года упали более чем на 80%. Причина — остановка деятельности компаний из-за распространения COVID-19. Операторы столкнулись не только с проблемами продаж новых путевок и радикальным сокращением операционного денежного потока, но и с требованиями вернуть депозиты, уплаченные за будущие круизы.

Carnival (CCL)

Carnival — крупнейший круизный оператор в мире. Торгуется на Санкт-Петербургской бирже под тикером CCL.  За I кв. 2020 финансового года, закончившегося 29 февраля, выручка компании выросла на 2,5% г/г. При этом компания зафиксировала убыток $1,14 на акцию из-за непредвиденных затрат в связи с ликвидацией последствий распространения коронавируса.

Акции с начала года снижались на 84%, до $8. На пике 2018 г. Акция CCL стоила $72.


Худшее впереди

Очевидно, II и III кв. 2020 г. окажутся убыточными. Компания приостановила бизнес на неопределенный срок. Последний раз оператор показывал убыточный квартал в 2014 г.

По состоянию на 29 февраля CCL имел на балансе $4,7 млрд клиентских депозитов в счет будущих круизов. Carnival, пытаясь остаться на плаву, запустила акцию обмена оплаченной брони на сертификат с дополнительным бонусом 20% к стоимости брони. Но ввиду неопределенности даты запуска новых круизов, компании вероятно придется вернуть клиентам большую часть этих средств. В Carnival заявили, что в условиях остановки бизнеса ей необходимо до $1 млрд ежемесячно.

Проблема заключается в том, что по состоянию на 29 февраля, у компании на счетах было всего $1,4 млрд в виде наличных. Еще несколько сот тысяч долларов CCL могла бы выручить, реализуя оборотные активы. Но это не спасает ситуацию: у оператора, согласно отчету за I кв. 2020 г., имеются краткосрочные обязательства на сумму $3,2 млрд.

Экстренные меры

В этой ситуации совет директоров принял решение об экстренном привлечении заемного и акционерного капитала общей суммой $6 млрд. Компания разместила облигации на $4 млрд с погашением в 2023 г. под 11,5% годовых, тогда как еще год назад могла занять менее чем под 2%. В качестве покрытия при привлечении капитала использовался флот и имущество, оцениваемое в $38 млрд.

Также в марте Carnival предложила инвесторам допэмиссию 71,8 млн акций, по $8 за штуку. Для сравнения — в начале февраля акции компании стоили более $40. 

В начале апреля бумаги компании выросли на 18% на существенных объемах на фоне раскрытия информации о доле Суверенного фонда Саудовской Аравии в круизном операторе. Фонд 26 марта купил 8,2% акций СCL. Ранее институциональный инвестор не значился среди крупных акционеров круизного оператора. 

Royal Caribbean (RCL)

Оператор торгуется на Санкт-Петербургской бирже под тикером RCL. Вторая по величине круизная компания в начале февраля отчиталась за IV кв. 2019 г., закончившийся 31 декабря 2019 г., ростом выручки на 8% г/г. Несмотря на то, что распространение коронавируса никак не сказалось на деятельности компании в конце прошлого года, RCL сократила прибыль на акцию с $1,51 до $1,31. Считается, что круизные компании относятся к циклическому сектору. В период торможения экономики или кризисных явлений, бизнес в числе первых оказывается под ударом.

Акции RCL с начала 2020 г. снижались на 85%, до $20 за штуку. Исторический максимум бумага показала в 2018 году — $135. В начале этого года акции безуспешно пытались установить новые исторические отметки.  


RCL, также как и конкурент, вышла на финансовый рынок, чтобы улучшить ситуацию с ликвидностью в период остановки бизнеса. Компания привлекла кредитную линию на $2,2 млрд, открытую на 1 год, но с возможностью пролонгации на такой же срок.

Royal Caribbean предпринимает попытки сократить операционные и капитальные затраты с целью высвободить еще $1,7 млрд в 2020 г. Сокращать капзатраты компания продолжит и в 2021 г. Совокупно с открытыми ранее кредитными линиями RCL сообщает о наличии более $3,6 млрд ликвидных средств, которые она может пустить на оплату краткосрочных обязательств. А это в том числе — $3,5 млрд клиентской предоплаты за будущие путешествия. Краткосрочные обязательства и часть долгосрочного долга с погашением в ближайший год составляют еще $2,6 млрд.

Как и другие представители отрасли, компания не закрыла бронирование вплоть до 2021 г. и предлагает гибкие условия переноса путешествия. Royal Caribbean пока не прибегала к привлечению дополнительного акционерного капитала.       

Перспективы сектора круизных путешествий

Сейчас идут оживленные споры, какое будущее ожидает многие отрасли. Пандемия COVID-19 изменила взгляды людей на привычную манеру поведения потребителей, а круизные путешествия  не входят в список стандартных первоочередных потребностей. Есть ли будущее у круизных компаний?

Конечно, есть — подтверждением служит возросшее на 40%, по сравнению с 2019 г., число бронирований круизов на 2021 г. Глава Carnival в интервью CNBC также заявил, что процесс бронирования круизов идет полным ходом.  Да, в этом есть заслуга маркетинговых акций  операторов в попытке поддержать ликвидность. Но нет обоснованных доводов в пользу смены настроений потребителей.

До пандемии спрос на круизные путешествия устойчиво рос в течение нескольких лет. За последние пять лет он вырос более чем на 30%.

На первом и втором месте, по странам проживания круизных туристов, располагаются США и Китай. Тенденция старения населения в этих и других странах, вероятно, сохранится. Круизные путешествия как раз актуальны для поколения 30+. А после продолжительного «социального дистанцирования», люди могут предъявить повышенный спрос на туристические услуги.

Что будет завтра

Однако краткосрочные перспективы отрасли не так радужны. Во-первых, нет ясного понимания относительно сроков возобновления круизного бизнеса. Так, американская CDC 13 апреля продлила запрет на круизные путешествия. Пока речь идет о трех месяцах. Вероятно, срок может варьироваться в зависимости от динамики заражения. Не стоит ожидать моментального возобновления операций в полном объеме и после снятия ограничений.    

Во-вторых, сектор круизных путешествий по большинству критериев является циклическим. То есть в моменты экономического спада и в период кризисных явлений, спрос на туристические услуги снижается. Даже в случае скорой победы над коронавирусом и снятия ограничений, рынок круизных путешествий будет приходить в себя еще не один год.

Третье, самое главное опасение: по заявлениям главы ВОЗ, победить пандемию COVID-19 без вакцины не удастся. По самым оптимистичным экспертным оценкам, готовая и протестированная вакцина может появиться только к осени. На производство и процесс вакцинации потребуется еще несколько месяцев. Таким образом, один из сценариев подразумевает, что операции круизных компаний могут быть частично или полностью ограничены как минимум до конца 2020 г.

Риски

В случае реализации негативного сценария с необходимостью вакцины для полноценного возобновления бизнеса компаний, котировки акций круизных операторов еще долго не смогут приблизиться к уровням начала 2020 г. Есть также существенные риски для углубления просадки. Стоимость привлечения заемного капитала компанией Carnival под 11,5% с имущественным залогом подтверждает высокую степень неопределенности и риска в отношении ближайших перспектив сектора. 

Кого выбрать

Высокий потенциал прибыли при восстановлении акции может привлечь долгосрочных инвесторов, лояльных к риску. Кого же из операторов выбрать в таком случае? Однозначного ответа нет, у каждого оператора есть свои плюсы и минусы. Возможно, лучшей стратегией будет распределение средств между двумя эмитентами.

Их ключевые характеристики эмитентов похожи. Кампании торгуются ниже балансовой стоимости. При этом у каждой во владении большой флот круизных лайнеров, что несколько снижает вероятность банкротства.

Сarnival — крупнейший круизный оператор со штатом 104 тыс. человек. Очевидно, что в период карантина компания может нести несколько большие потери, чем другие игроки на рынке. Однако, если дела пойдут совсем плохо, скорее всего, вопрос спасения такой компании долго на повестке стоять не будет.

Рыночная beta, то есть показатель волатильности и риска у CCL чуть ниже, чем у конкурента. Операционная рентабельность хуже, чем у RCL и снижается последние три года.  

Royal Caribbean — второй по величине круизный оператор со штатом около 85 тыс. человек. Компания пока не прибегала к допэмиссии акций, но исключать такой шаг в будущем нельзя. Долговая нагрузка у RCL выше, чем у CCL. При этом операционная рентабельность LTM заметно выше и держится около 19% последние три года. Отсюда и более высокая beta. В случае восстановления сектора инвесторы могут считать RCL более привлекательной бумагой, и акции способны показать более активный отскок.

Некоторые сводные характеристики акций приведены ниже. Все значения финансовых показателей в таблице даются за последние 12 месяцев (LTM) и актуальны на дату последней финансовой отчетности, таким образом, не учитывая влияние пандемии.  


БКС Брокер

3
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти