
Мы привыкли думать, что на рынке правят продавцы. Они устанавливают правила, диктуют цены, и покупателям приходится лишь смиряться с ними. Но бывает и наоборот. Объясняем простыми словами, что такое монопсония и как она работает.
В 1933 г. британский экономист Джоан Вайолет Робинсон опубликовала книгу «Экономическая теория несовершенной конкуренции», в которой привела пример обратной монополии, когда крупная фирма в маленьком городе устанавливала маленькую зарплату для сотрудников, потому что по сути являлась единственным работодателем. Робинсон впервые ввела термин «монопсония».
Монопсония — это такая ситуация на рынке, когда имеется только один крупный покупатель и множество продавцов. И в этом случае именно он может диктовать свои условия, потому что, по сути, у продавцов есть только одна альтернатива для сбыта своих товаров.
Характерные черты монопсонии:
• Монопсонист сам устанавливает цены, за которые будет покупать товары.
• Он сам определяет спрос на рабочую силу и объемы производства.
• У продавца нет других альтернатив для сбыта, либо эти альтернативы небольшие и не принесут желаемой выгоды.
То есть при монопсонии покупатель может жестко устанавливать свои условия, выгодные только для него, а компании или население при этом несут издержки.
Как и монополия, монопсония может быть частной или государственной. Например, существует одно предприятие, которое занимается крайне специфической деятельностью, и продавцы могут реализовать свою продукцию только через него.
Примеры государственной монопсонии:
• Федеральное космическое агентство (Роскосмос) устанавливает свои требования для поставщиков оборудования и продукции, поскольку занимается очень узким производством ракет.
• Москва является единственным покупателем электробусов в промышленных масштабах.
• Монополист в сфере железнодорожных перевозок РЖД является также монопсонистом, если речь идет о компаниях, производящих пассажирские поезда.
Примеры частной монопсонии:
• Amazon в США контролирует около 50% рынка электронной коммерции, а, следовательно, обладает огромной базой клиентов. Поэтому компания может диктовать свои условия для продавцов: например, принудительно делать скидки и устанавливать высокую комиссию.
• McDonald`s в каждой стране присутствия покупает продукты у местных поставщиков. Требования к продуктам высокие, а компания при этом может быть единственным крупным покупателем.
• Градообразующие предприятия небольших населенных пунктов являются монопсонистами, поскольку люди вынуждены соглашаться на их условия, чтобы иметь хоть какую-то работу.
Читайте также: Какие деньги правят миром: что такое резервные валюты
БКС Мир инвестиций
