
(Комментарии: Севастьян Козицын — ФГ БКС, Михаил Лямин — Банк Москвы)
КАМАЗ, один из немногих, завершил прошлый год с чистой прибылью — 1,06 млрд рублей, тогда как АвтоВАЗ и ГАЗ закончили 2008 год с убытками.
Вчера, 1 июля, КАМАЗ представил итоги 2008 года по МСФО. Консолидированная выручка компании сократилась на 1% до 96,34 млрд рублей. Чистая прибыль — на 86,5% до 1,065 млрд рублей. «Компании удалось закончить 2008 год с чистой прибылью, несмотря на резкое снижение объёмов продаж в четвертом и значительные убытки от курсовой разницы, возникших в результате девальвации рубля», — говорится в сообщении компании.
«Последствия последнего квартала 2008 года могли быть намного тяжелее, — говорит Севастьян Козицын, аналитик ФГ БКС. — Обвал в последние два месяца был катастрофический, но сохранение прибыли компании говорит о высоком качестве работы лизинговой компании».
По мнению Козицына, скорей всего, КАМАЗ заключал лизинговые договора досрочно, так как до 90% грузовая техника продается именно по кредитным и лизинговым программам. «Только КАМАЗ и Sollers закончили 2008 год с прибылью, тогда как «АвтоВАЗ» и ГАЗ с убытками. Результаты КАМАЗа говорят о качестве работы предприятия», — добавляет Козицын. Чистый убыток по итогам 2008 года «АвтоВАЗа» составил 24,7 млрд. рублей против чистой прибыли в 2007-м — 3,7 млрд рублей. Чистый убыток ГАЗа — 3,35 млрд рублей.
Тем не менее, опубликованные данные оказались слабыми, отразив влияние кризиса. «Стагнация рынка в конце прошлого года не позволила КАМАЗу удержать набранные в первом полугодии 2008 года темпы, — отмечает Михаил Лямин, аналитик Банка Москвы. — Во второй половине прошлого года при 15%-ном падении объема продаж валовая прибыль КАМАЗа упала более чем на 44%, операционная — на 90%».
«В этом году мы ожидаем спад продаж не менее чем на 30%. Самый глубокий спад может произойти в третьем квартале, а четвертый должен быть лучше. До этого времени, вряд ли восстановится рынок лизинга и банковского кредитования», — прогнозирует Козицын.
За год компания практически удвоила сумму заимствований, в основном за счет наращивания краткосрочного кредитного портфеля. «Значительная часть обязательств номинирована в иностранной валюте, что после девальвации рубля создало дополнительные обременения, — уточняет Лямин.
По данным на конец года, совокупный долг КАМАЗа увеличился до 15,7 млрд руб.
Мария Шишкина, БКС Экспресс
