Корпоративная коммуникация — порой дело непростое. Особенно, когда нужно дать негативную обратную связь коллегам. Как не разозлить и не обидеть человека и при этом донести до его внимания суть проблемы и получить результат? Как вообще корректно дискутировать на тонкие рабочие темы?
Попробуем разобраться в материале, с чего начинать такие диалоги и как не переборщить.
Любому руководителю или работнику важно получать обратную связь — это делает рабочие процессы более прозрачными для всех, позволяет делиться мнениями, приходить к общему знаменателю и получать лучший результат.
В целом современные компании стараются прививать корпоративную культуру постоянного фидбэка — когда работодатель и соискатель открыто могут делиться тем, что им нравится и не нравится в работе коллег.
В некоторых случаях функцию организации и проведения таких встреч выполняют менеджеры по подбору персонала, иногда даже обходятся без бесед с глазу на глаз, а предлагают заполнить специальную анкету. Во многих компаниях посредник между руководителем и сотрудником и вовсе не нужен, и они могут обсудить вопросы по прямой договоренности.
Если тема беседы касается обыденных вещей, в основном все справляются без проблем. Но если есть необходимость в том, чтобы дать негативную обратную связь? Есть риск сказать лишнее или неправильно донести мысль, что испортит отношения.
Помните, что критика должна быть конструктивной. Нельзя просто выплеснуть на коллег негатив и ожидать, что это пойдет им на пользу. Практика обратной связи подразумевает обсуждение проблемы и предлагает решения. В идеале в таком разговоре можно воспользоваться формулой из двух составляющих:
Например, вместо того, чтобы говорить сотруднику: «Задача выполнена из рук вон плохо», можно сказать: «В задачах такого рода не стоит совершать эти и эти ошибки. Давай обсудим, как их можно исправить» — такой ответ направлен на решение проблемы, взаимопомощь.
Некоторые психологи рекомендуют уделять критике меньшую часть от всего разговора, а большую — похвале и мотивации. Например, в соотношении 20% к 80% соответственно. Так у человека не сложится ощущения, что весь диалог касался его профнепригодности.
Разумеется, встречаются работники, которые по разным причинам совсем не справляются с задачами. Если приходится «расходиться», это тоже можно сделать экологично.
Как спокойно принимать негативную обратную связь?
Главное — не вставайте в позицию жесткой конфронтации. Это лишь породит конфликт. Лучше убедитесь, правильно ли вы поняли сказанное, какие недоработки стоит исправить. Если необходимо, еще раз уточните те рабочие моменты, которые до сих пор вызывали у вас вопросы и сомнения, посоветуйтесь, как лучше.
В конце концов предложите вернуться к вопросу через некоторое время, чтобы можно было узнать, есть ли прогресс.
Если вам необходимо дать коллеге негативную обратную связь о его работе, можно придерживаться простого ряда правил:
Несмотря на то, что давать негативную обратную связь эмоционально сложно, это можно и нужно делать экологично. Описанные правила не только помогут решить эту проблему, но и в целом создадут в коллективе спокойную доверительную атмосферу, в которой проще достигать поставленных профессиональных целей.
БКС Мир инвестиций