Как AiRUnion обанкротил три авиакомпании

Счетная палата РФ закончила проверку деятельности КрасЭйр, Домодедовских авиалиний (ДАЛ), авиакомпании «Самара» и ООО «ЭйрЮнион» (AiRUnion). Главный вывод госаудиторов — негативное влияние внешних факторов усугубил неэффективный менеджмент, что и привело к банкротству компаний.

Первые признаки проблем у авиакомпаний появились еще в 2006 году. Несмотря на то, что в последние два года объем перевозок в целом по России рос, экономические показатели КрасЭйра, ДАЛ и Самары снижались.

В январе-сентябре 2008 года рост расходов авиакомпаний значительно опережал рост доходов. Здесь сыграли роль внешние факторы. Значительно увеличились затраты на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов.

В результате ДАЛ за 2006 год получили убыток 495,6 млн рублей, за 2007 год — 459,4 млн рублей, за 9 месяцев 2008 года — около 1,4 млрд рублей. Самара также последние три года заканчивала с убытками: за 2006 год — 94,8 млн рублей, за 2007 год — 59,2 млн рублей, за 9 месяцев 2008 года- 231,7 млн рублей.

В результате в 2007-м — первой половине 2008 года авиакомпании стали сильно зависеть от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, «находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства».

При этом, как говорится в заключении Счетной палаты, Российская Федерация, как контролирующий акционер, не была извещена о финансовых затруднениях предприятий. Их аудитор — ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит» — «на протяжении нескольких последних лет выдавал безоговорочно положительные аудиторские заключения и не информировало собственника».

В Счетной палате также указывают на то, что руководство компаний недостаточно эффективно работало с клиентами-должниками. За два года ДАЛ увеличил дебиторскую задолженность в 2,9 раза, КрасЭйр — в 2,3 раза, Самара — на 86,7%.

В свою очередь компании накапливали и собственные долги. Так, по состоянию на 1 октября 2008 года за авиационное топливо КрасЭйр задолжал более 1,4 млрд рублей, ДАЛ — около 2 млрд рублей, Самара — около 180 млн рублей.

Специалисты Счетной палаты говорят также и о том, что помимо неэффективного менеджмента самих авиакомпаний, негативно на их деятельность повлияло и ООО «ЭйрЮнион».

«По результатам контрольного мероприятия выявлено, что, концентрируя на своих счетах значительные средства авиакомпаний от продажи пассажирских перевозок, ООО «ЭйрЮнион» предоставляло в 2007-2008 годах займы сторонним организациям на общую сумму 142,7 млн рублей», — сообщается в документе. При этом обращается внимание, что в то же время, когда ЭйрЮнион кредитовал других, КрасЭйр, ДАЛ и Самара занимали деньги в банках под более высокие проценты.

На сегодняшний день в арбитражном суде идет процесс по банкротству КрасЭйр. Остальные компании также прекратили полеты из-за лишения их лицензий и сертификатов эксплуатантов.

В сентябре 2008 года планировалось, что авиакомпании холдинга AiRUnion, войдут в состав новой объединенной компании. Однако несколько дней назад стало известно, что этого не произойдет.

Госкорпорация Ростехнологии и правительство Москвы будут развивать авиаперевозчика на базе семи компаний: ГТК «Россия», Кавминводыавиа, Владавиа, Дальавиа, Сахалинские авиатрассы и Оренавиа, Атлант-союз.

А судьбу холдинга AiRUnion теперь будут решать Генпрокуратура и ФСБ России, куда Счетная палата направила свое заключение.

Справка БКС Экспресс

ОАО «Авиакомпании «Красноярские авиалинии», «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии», «Авиакомпания «Самара» созданы в 1992 — 1996 годах в соответствии с действующим законодательством путем преобразования авиационных предприятий.

Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций ОАО «Авиакомпании «Красноярские авиалинии», «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии», а также 46,49% акций ОАО «Авиакомпания «Самара».

Елена Калиновская, обозреватель БКС Экспресс

Год без комиссии

Инвестируйте с бонусом — вернем до 1 000 000 ₽

Инвестировать