
⛽ЕвроТранс постепенно переходит от традиционных АЗС к универсальным автозаправочным комплексам с местами для электрозаправки (ЭЗС). Выручка сегмента ЭЗС в 2024 г. увеличилась втрое и продолжает расти. При этом конъюнктура рынка не самая простая, и уровень проникновения электрозаправок в России уже высокий. В данном материале обсуждаем, нет ли в ожиданиях компании избыточного оптимизма, и пересматриваем наши оценки развития сектора.
• ЕвроТранс видит высокий потенциал электропроекта, учитывая:
1️⃣ низкое проникновение электротранспорта в России, хотя количество ЭЗС уже невысокое;
2️⃣ активное развитие электротранспорта в последующие годы, рост вклада сегмента в общей выручке и EBITDA;
3️⃣ перспективы увеличения доли в прибыли продаж товаров и услуг клиентам ЭЗС.
• Мы согласны с менеджментом, что электропроект будет вносить наибольший вклад в рост стоимости бизнеса ЕвроТранса.
• При этом считаем, что менеджмент слишком оптимистично смотрит на перспективы развития сегмента ЭЗС.
• Мы закладываем более скромные темпы роста и ухудшаем прогнозы сегмента на 2026 г. и далее.
• Снижаем целевую цену на 12 месяцев на 14% с 220 руб./акц. до 190 руб./акц., но подтверждаем «Позитивный» взгляд с учетом высокой дивдоходности и привлекательной оценки.
• Риски: рост долговой нагрузки из-за обширной инвестиционной программы в развитие перспективных сегментов (электропроект, газовый проект и другие).

🔋Сегмент ЭЗС — одно из ключевых направлений развития ЕвроТранса
С продвижением электропроекта ЕвроТранс будет постепенно наращивать вклад заправок электротранспорта в свои консолидированные финансовые показатели. Руководство планирует трансформировать бизнес: отойти от формата традиционных АЗС и создать сеть универсальных автозаправочных комплексов (АЗК). Уже к концу текущего года на каждой заправке будет от 4 до 15 мест для электрозаправки.
Выручка сегмента ЭЗС ЕвроТранса в 2024 г. составила 1,24 млрд руб. (+226% год к году (г/г)), а EBITDA достигла 716 млн руб. (+223% г/г).
Если говорить о традиционных топливных заправках, то потенциал роста сегмента бизнеса ограничен. Его сдерживают несколько факторов:
Электропроект имеет высокий потенциал, так как проникновение электротранспорта в России низкое, а в последующие годы ожидается его активный рост.
Электричество — не главное
Вклад сегмента в общую прибыль ЕвроТранса происходит не столько от реализации электроэнергии, сколько от продажи сопутствующих товаров и услуг клиентам ЭЗС. По сравнению с традиционной топливной заправкой клиенты ЭЗС проводят намного больше времени на территории АЗК. Это дает пространство для более активного предложения товаров и услуг клиентам, что увеличивает средний чек.
Текущая стратегия ЕвроТранса закладывает, что владельцы электромобилей будут занимать примерно 5% от общих продаж сопутствующих товаров в 2025 г., а к 2030 г. их доля возрастет уже до 30%.
ЕвроТранс активно развивает сегмент ЭЗС. Менеджмент ставит акцент на существенном ростe электропроекта в общей выручке и EBITDA. Ожидается, что данное направление станет основным источником роста стоимости бизнеса.
Уровень проникновения электрозаправочной инфраструктуры в стране уже высокий
Россия отстает от общемировых значений по количеству электромобилей (Electric Vehicle, EV) на одну публичную заправку: восемь EV на одну зарядочную станцию против 11 в среднем по миру (подробнее в следующем разделе). Это говорит о достаточно высоком уровне развития отрасли публичных ЭЗС в стране. При этом есть потенциал роста удельного значения электрокаров на одну заправку в предстоящие годы.
Прогноз менеджмента предполагает существенный рост количества заправок на одну ЭЗС с 2,6 тыс. в 2024 г. до 5,9 тыс. в 2025 г. и 9 тыс. в 2026 г. Мы считаем прогноз излишне агрессивным и ожидаем более умеренное развитие, растянутое во времени. Наш тезис подтверждают слабые показатели реализации электромобилей в стране в I полугодии 2025 г. и опережающие темпы ввода электрозаправочной инфраструктуры в 2024 г.
🗽Рынок электротранспорта США — паттерн развития схож с Россией
PwC в обзоре сектора зарядной инфраструктуры для электромобилей в США приводит таблицу расчетов необходимого количества ЭЗС при разных уровнях проникновения электротранспорта в стране. На основе прогнозов «Транспортной стратегии Правительства» можно сделать вывод о схожем уровне ожидаемого проникновения электротранспорта в общий парк автомобилей.
В США доля электрокаров от общего парка автомобилей ожидается в диапазоне от 0,5% до 10%, а в Москве, согласно «Транспортной стратегии Правительства РФ», — на уровне 7%. Мы приводим значение для Москвы, поскольку Московский регион — базовый для ЕвроТранса, и все АЗК компании расположены в Москве и Московской области.
🔌Стандартный уровень загрузки электрозарядок — 20%
В том же исследовании PwC приводит разброс прогнозируемых значений процента загрузки ЭЗС — от 5% до 30%, но целевая загрузка для индустрии быстрых электрозарядок — 20%. Мы согласны с этими ориентирами и в своих расчетах закладываем, что российский рынок в долгосрочной перспективе будет развиваться похожим образом.
Загрузка у российских операторов электрозаправочных станций сейчас в среднем составляет 4,5–6%, согласно недавнему исследованию Коммерсанта. Оценка Атомэнергопрома на уровне 5–6% тоже соответствует этому диапазону. По нашим расчетам, процент загрузки мощностей у ЕвроТранса в 2023 г. составлял 19,5%, а по итогам 2024 г. снизился до 11,2%.
Основная доля АЗК ЕвроТранса оборудована быстрыми зарядочными станциями на 150кВт и 180 кВт, поэтому мы считаем более релевантным значение загрузки в 20% на весь прогнозный период. Если учитывать прогнозы показателей количества сессий зарядок и объема заправок, то можно прийти к выводу, что менеджмент закладывает на 2025–2032 гг. рост загрузки до 25–28%. Данный сценарий нам кажется излишне оптимистичным. Мы основываемся на доводе PwC, что загрузка выше 20% практически не встречается: при приближении к такому значению компании, как правило, вводят дополнительные зарядные станции на той же локации.
Мы также считаем удельное значение количества зарядок на одну зарядочную станцию в видении менеджмента излишне оптимистичным. Рост до 5,9 тыс. зарядок в 2025 г. выглядит достижимым, учитывая высокое значение в 2023 г. (4,6 тыс.). Однако рост в 2026 г. на 53% считаем излишне агрессивным, особенно в текущей конъюнктуре рынка и в отсутствии оптимистичных предпосылок. В последующие годы мы также скорректировали ожидания темпов роста.
Считаем, что менеджмент ЕвроТранса слишком оптимистично оценивает перспективы развития сегмента ЭЗС, закладывая рост количества заправок на 53% в 2026 г.

Мы согласны с менеджментом ЕвроТранса, что электропроект будет вносить наибольший вклад в рост стоимости компании. При этом мы склоняемся к тому, что траектория развития сегмента ЭЗС будет более плавной с учетом фундаментальных особенностей становления в России отрасли электрозаправочной инфраструктуры.
Количество заправок клиентов ЕвроТранса в натуральном выражении, согласно нашему прогнозу на 2025–2032 гг., будет расти в среднем на 44%, а количество сессий зарядок — на 47%. Из прогнозов менеджмента выходит, что они ждут роста объема заправок на 48%, а количества сессий зарядок — на 51%.

Финансовые показатели сегмента ЭЗС ЕвроТранса также должны, как нам кажется, оказаться скромнее ожиданий менеджмента. Наш новый прогноз подразумевает более ограниченный рост этого направления бизнеса компании.

Мы оставляем без изменений ожидания по финансовым показателям на 2025 г., но ухудшаем прогнозы на последующие периоды. Компания в ближайшие годы продолжит предлагать своим акционерам одну из самых высоких дивидендных доходностей на российском рынке. Мы отмечаем высокий коэффициент дивидендных выплат: руководство заявляет о намерении сохранить этот показатель на уровне в 79% как минимум в 2025 г. Вдобавок, у компании сильный профиль роста высокомаржинальных сегментов.

После изменения финансовых показателей мы снижаем нашу целевую цену на горизонте 12 месяцев по акциям ЕвроТранса на 14% с 220 руб./акц. до 190 руб./акц. Мы подтверждаем свою позитивную оценку, которая подкреплена высокой ожидаемой дивдоходностью и относительно невысокой оценкой по мультипликатору Р/Е в 4,2x от ожидаемой прибыли за 2025 г. При этом отмечаем высокий риск инвестирования в данную бумагу на фоне ожидаемого роста долговой нагрузки из-за обширной инвестиционной программы (в том числе в расширение сети ЭЗС).

Нам нравятся высокая ожидаемая дивдоходность ЕвроТранса и относительно невысокая оценка по мультипликатору Р/Е. При этом мы ухудшили прогнозы развития электропроекта на 2026–2032 гг. и снизили целевую цену на 12 месяцев до 190 руб./акц.
У российской отрасли легковых электромобилей впереди еще годы развития
Рынок легковых автомобилей в России отличается низким уровнем проникновения электромобилей (EV). Это отражается в высоких темпах роста — продажи легковых электрокаров прибавляли ежегодно в среднем по 119% в период 2019–2024 гг.
В 2024 г. объем новых продаж электромобилей в России достиг 17,8 тыс., что на 26% выше год к году. После роста на 370% в 2023 г. относительно 2022 г. можно говорить о постепенном замедлении после взрывного роста с низкой базы под влиянием негативных внешних факторов на объемы продаж.
Доля продаж электромобилей от общего объема продаж новых легковых автомобилей в 2024 г. составляла 1,1%, что соответствует уровню Китая, Европы и США семь лет назад. Мы ожидаем, что развития рынка электромобилей России может пойти по пути, близкому к траектории развития в США. Там тоже нет сильного упора на развитие индустрии легкового транспорта именно через электромобили (как в Китае и Европе), учитывая высокую степень развития нефтегазовой отрасли в стране. При этом власти также оказывают умеренную поддержку отрасли через субсидии и льготы для производителей и покупателей такого вида транспорта.
Продажи электромобилей в предыдущие годы росли взрывными темпами с низкой базой. В ближайшие годы рост продаж продолжится, поскольку парк электромобилей в РФ остается незначительным, но будет умеренно замедляться.
В I полугодии 2025 г. объем продаж новых электромобилей составил только 4,4 тыс. Темп роста оказался отрицательным впервые в истории продаж (-57% к I полугодию 2024 г.). Доля от общего объема продаж новых электромобилей также снизилась — с 1,4% в продажах новых легковых автомобилях в I полугодии 2024 г. до 0,8% в I полугодии 2025 г. На середину текущего года в стране было зарегистрировано 65 тыс. электромобилей.

Развитие сети ЭЗС способствует более быстрому росту автопарка EV
Рост индустрии электротранспорта напрямую зависит от развития электрозаправочной инфраструктуры. Количество ЭЗС в России по-прежнему небольшое в абсолютном выражении, при этом по уровню проникновения электрозаправочной инфраструктуры уже достигнуты достаточно высокие показатели. Эти показатели даже лучше среднемирового значения: на одну публичную ЭЗС в России в 2019–2024 гг. приходилось 8–10 электромобилей против 11 электромобилей на ЭЗС в среднем по миру и 25 в США (наиболее близкой по профилю развития стране), согласно данным Международного энергетического агентства (IEA).
В 2024 г. значение в России снизилось до семи электромобилей на одну электрозаправочную станцию на фоне сильного роста внедрения ЭЗС на заправочных комплексах крупных автозаправочных сетей.

🛈︎Три типа ЭЗС по скорости зарядки
⚡Сегмент быстрых зарядных станций — наибольший прирост в установках ЭЗС
В 2020–2023 гг. сегмент быстрых зарядных станций демонстрировал высокий среднегодовой темп роста на уровне 122% после 158% по итогам 2024 г. Медленные ЭЗС росли более скромно (45% в год в 2020–2023 гг., 90% в 2024 г.). Быстрые ЭЗС опережают другие по росту благодаря субсидированию со стороны государства и установкой именно такого типа зарядных станций на публичных заправочных станциях.
Центральный федеральный округ (ЦФО) наиболее развит в России в плане проникновения инфраструктуры ЭЗС и электротранспорта. На ЦФО на середину 2024 г. приходилось 40% электротранспортного парка в России, на Москву — 27%. Это объясняется более высоким уровнем дохода жителей столицы, а также доступностью зарядной инфраструктуры.
🛈Стоимость эксплуатации электромобилей
Универсальным значением расхода электричества на 100 км для легковых электромобилей считается 15 кВт*ч, а емкость аккумулятора легкового электромобиля составляет в среднем 50–100 кВт*ч. Таким образом, на 100 км пробега владелец электромобиля тратит:
🛈Стоимость эксплуатации бензинового автомобиля
Удельная стоимость у бензиновых автомобилей оказывается значительно выше. В среднем легковые автомобили в городе потребляют 7–10 литров на 100 км. При текущей розничной стоимости бензина и дизельного топлива получаются следующие значения:
В таких ценовых условиях стоимость эксплуатации электромобиля в сравнении с бензиновым или дизельным автомобилем значительно ниже, что делает электрокар более привлекательным для российского автовладельца. Доступность и скорость электрозарядки остается вопросом.
В 2021 г. правительство утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 г.». Данный документ будет определять траекторию развития рынка EV до 2030 г.
В рамках этой стратегии обозначены ключевые целевые показатели по производству электрического автотранспорта и развитию зарядной инфраструктуры в стране и план мероприятий (дорожная карта) по развитию производства и использованию электротранспорта.
Концепция предназначена для установления конкретных ориентиров деятельности правительственных органов (Минэкономразвития, Минпромторг, Минэнерго и Минтранс) для стимулирования деятельности в автомобильной промышленности и обеспечения глобальной конкурентоспособности.
📚Развитие парка электромобилей — три сценария
В рамках данной концепции рассматриваются три основных сценария развития российского сегмента электротранспорта:
🗓️Развитие электрозаправочной инфраструктуры в рамках концепции
Концепция подразумевает более скромные темпы внедрения электрозаправок в сравнении с ростом автопарка электромобилей, что обосновывается высокой степенью проникновения ЭЗС в стране. В 2024–2030 гг. среднегодовые темпы роста количества электрозаправочных станций (ЭЗС) прогнозируются на уровне 29% для быстрых ЭЗС и 22% — для медленных.
В последние три года темп ввода ЭЗС по факту опережает плановые показатели, заложенные в рамках концепции:
Ввод ЭЗС в стране происходит намного более быстрыми темпами и сильно обгоняет прогнозные значения по итогам 2024 г. Тенденция может сохраниться: в предстоящие годы фактическое значение будет сильно опережать план, учитывая высокую базу, которую задает сильный 2024 г.
С другой стороны, рост парка электрокаров значительно замедлился и в 2025 г. может оказаться сильно ниже прогнозных значений, которые закладывали аналитики. Такой вывод можно сделать на основе оперативной статистики, которая демонстрирует более чем двукратное падение реализации новых электромобилей в стране в I полугодии 2025 г. в сравнении с I полугодием 2024 г.
Темп развития ЭЗС в России пока опережает заложенный правительством прогноз, но по итогам 2025 г. допускаем значительное замедление рынка.
Правительство разрабатывает меры поддержки индустрии электротранспорта. Среди ключевых стимулов увеличения автопарка можно выделить:
Также есть льготы и субсидии для операторов ЭЗС, которые призваны увеличить привлекательность развития ЭЗС в стране, в том числе внедрение их в уже существующие АЗС:
Операторам ЭЗС наибольший эффект дают субсидии на приобретение и присоединение электрозаправок к своей сети, которые в сумме дают 2,7 млн руб. на одну ЭЗС (1,8 млн руб. на приобретение и 0,9 млн руб. на техническое присоединение). Согласно заявлению менеджмента ЕвроТранса, данный вид субсидий представляет только небольшую часть от общих затрат на введение ЭЗС.
Правительство активно стимулирует развитие индустрии электротранспорта субсидиями, но текущих мер недостаточно для поддержания прежних темпов роста.
Не все россияне готовы в текущих условиях рассматривать покупку электромобиля из-за ряда опасений. Далее приведены основные сдерживающие факторы, согласно опросу, который в своем аналитическом отчете приводит консалтинговая компания Б1.
🚨Опасение №1: доступность зарядных станций, запас хода на одной зарядке
Большинство владельцев электрокаров используют их в рамках повседневного перемещения внутри города, а для поездок на дальние дистанции, в том числе на междугородних маршрутах, они пересаживаются на бензиновые автомобили. Причина — отсутствие инфраструктуры за пределами крупных городов. Электрозаправки сосредоточены в крупных городах, и возможности использования электромобилей за их пределами ограничены.
🚨Опасение №2: цена
Китайский Zeekr лидировал в продажах электромобилей в России в 2024 г.: было продано 7,6 тыс. автомобилей этой марки (43% от общего объема продаж электромобилей). В I полугодии 2025 г. китайский бренд сократил долю рынка до 33% от общего объема продаж электромобилей в России. Большая доля относительно дорогой марки подтверждает предположение, что сегмент воспринимается как премиальный. Изменение восприятия электромобилей как средства передвижения поможет сильно повысить продажи в более массовых низком и среднем сегментах.
В России с 1 января текущего года вступили в силу повышенные ставки по утильсбору для электромобилей. Это снижает доступность электромобилей для покупателей:
🚨Опасение №3: слабое развитие цепочек поставок и продаж — мало официальных дилеров
Стоимость электротранспорта в России высокая из-за существенной доли параллельного импорта. Большинство производителей электромобилей не имеют официальных дилеров в России, что повышает стоимость их продукции на российском рынке, куда ее завозят по параллельному импорту. В пятерке лидеров в России официальные дилеры есть только у двух брендов — Evolute и Voyah. Отрасль электротранспорта сильно зависит от поставок автомобилей, и комплектующих для транспорта и зарядной инфраструктуры. Рост санкционного давления ограничивает развитие рынка.
🚨Опасение №4: время зарядки аккумулятора
В сравнении с классической заправкой автомобиля топливом, которая длится 5–8 минут, зарядка электромобиля может занимать около 30 минут для быстрых зарядных санкций (150 кВт) и более часа для медленных. Это несоразмерно большое значение и значительно снижает привлекательность такого вида транспорта для потребителя. Активное внедрение еще более мощных зарядных станций (свыше 200 кВт) в теории способно решить этот вопрос и приблизить зарядку по времени к заправке бензиновых автомобилей (менее 10 минут).
БКС Мир инвестиций
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо сделки, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, цели (целям) инвестирования, допустимому риску, и (или) ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения сделок либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации. Настоящий материал создан и распространяется ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, место нахождения: 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, д.37, лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, лицензия на осуществление дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009, выданы ФСФР России). С информацией о Компании и услугах, декларацией о рисках, информационными документами по финансовым инструментам и связанным с ними рисках, иной подлежащей раскрытию информацией (включая ссылку на страницу, на которой можно оставить обращение (жалобу) рекомендуем ознакомиться по ссылке: https://bcs.ru/regulatory. Услуги брокера не являются услугами по открытию банковских счетов и приему вкладов, деньги, передаваемые по договору о брокерском обслуживании, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177- ФЗ «О страховании вкладов в банках РФ». Материал не является рекламой ценных бумаг. Обращаем внимание на наличие конфликта интересов, возникающего из-за того, что ООО «Компания БКС» и (или) ее аффилированные лица осуществляют широкий спектр операций и предоставляют множество разных услуг на финансовых рынках, в связи с чем а) могут иметь или уже имеют собственные вложения в финансовые инструменты, упомянутые в Материале или в финансовые инструменты, производные от них, б) могли совершать или совершают в клиентов операции с финансовыми инструментами, упомянутыми в Материале или с финансовыми инструментами, производными от них, в) могут состоять или уже состоять в возмездные договорные отношения с эмитентами или иными лицами, обязанными по финансовым инструментам, указанным в Материале, а также в силу того, что их сотрудники исполняли в прошлом или исполняют функции члена совета директоров или наблюдательного совета эмитентов или иных лиц, обязанных по финансовым инструментам, упомянутых в Материале. Материал может содержать информацию о финансовых инструментах, сделки по приобретению которых недоступны физическим лицам-неквалифицированным инвесторам без прохождения установленной законодательством о рынке ценных бумаг процедуры тестирования или недоступны вне зависимости от прохождения процедуры тестирования. Перед приобретением выбранного Вами финансового инструмента проконсультируйтесь доступен ли Вам такой финансовый инструмент к приобретению. У Инвестора отсутствует обязанность получать статус квалифицированного инвестора при отсутствии у Инвестора потребности совершать действия, которые в соответствие с применимым законодательством, разъяснениями/рекомендациями Банка России могут совершаться только квалифицированными инвесторами. Решение получить статус квалифицированного инвестора должно быть принято Инвестором самостоятельно после ознакомления с правовыми последствиями признания Инвестора квалифицированным инвестором. Любой доход, полученный от инвестиций в финансовые инструменты, может изменяться, а цена или стоимость ценных бумаг и инвестиций может как расти, так и падать. Соответственно, инвесторы могут потерять либо все, либо часть своих инвестиций. Кроме того, историческая динамика котировок не определяет будущие результаты. Курсы обмена валют могут также негативно повлиять на цену, стоимость или доход от ценных бумаг или связанных с ними инвестиций, упомянутых в настоящем материале. Также, не исключены валютные риски при инвестировании в депозитарные расписки компаний. ООО «Компания БКС» работает в России. Данный Материал может быть использован инвесторами на территории России с учетом российского законодательства. Методология присвоения взгляда от Дирекции инвестиционной аналитики БКС выглядит следующим образом: аналитики устанавливают целевые цены на 12 месяцев вперед на основе анализа инвестиционной привлекательности акций, который может включать различные методологии оценки, такие как анализ мультипликаторов (P/E, EBITDA и т.д.), дисконтированных денежных потоков (DCF) или модели дисконтирования дивидендов (DDM). На основе этой целевой цены рассчитывается избыточная доходность, которая представляет собой доходность по целевой цене на 12 месяцев вперед с учетом будущих дивидендов к текущей цене акции за вычетом нашей оценки стоимости капитала акции. Избыточная доходность свыше 10% соответствует «Позитивному» взгляду, менее минус 10% — «Негативному», в диапазоне от -10% до +10% — «Нейтральному». В периоды активного изменения цен допускается кратковременное (как правило, не более 10 торговых дней) несоответствие взглядов на бумаги их расчетным избыточным доходностям. Этот Материал не может быть распространен, скопирован, воспроизведен или изменен без предварительного письменного согласия со стороны ООО «Компания БКС». Дополнительную информацию можно получить в Компании по запросу. «БКС Мир инвестиций» используется ООО «Компания БКС» в качестве товарного знака. © 2025 ООО «Компания БКС». Все права защищены.