Если ваша машина — «лимон»: как это определяет нобелевский лауреат и законы в разных странах

Приобретая новую вещь в магазине, мы ждем, что она окажется качественной и будет служить долго. Однако так случается далеко не всегда. Причем иногда не так-то просто доказать, что дефект появился еще до покупки. И что же тогда делать? На самом деле существуют разные нормы регулирования подобных ситуаций. Разбираемся, почему такие товары называют «лимонами» и что с ними делать.

О чем речь

«Лимоны» (или «лимонные» продукты) — это товары, которые не соответствуют своим характеристикам. Чаще всего речь идет о транспортных средствах.

Представьте, что вы несколько лет копили деньги, чтобы исполнить свою мечту и купить новую машину из салона. И вот этот день настал. Вы приходите к дилеру, отдаете деньги и наконец-то впервые оказываетесь за рулем своей ласточки. Счастье длится ровно два месяца, а потом автомобиль начинает глохнуть. Вы бежите в автосалон или на СТО, чините, но позже проблема повторяется снова и снова. И снова.

Такой автомобиль и называют «лимоном». Вы хотели получить исправную вещь, а случилось все наоборот. Впервые это понятие описал американский экономист и лауреат Нобелевской премии Джордж Акерлов в статье 1970 г. «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм».

Автор поясняет, что на рынке часто существует высокая степень неопределенности относительно качества какого-то продукта. Бывает, что продавцы некачественных товаров выдают их за высококачественные. В результате плохое вытесняет хорошее, а среднее качество учитывается исходя из всех товаров на рынке. Именно плохие товары в этом контексте и были названы «лимонами».

«Лимоны» — это не всегда попытка продавца надуть покупателя, результат финансовых махинаций или ошибка при сборке. Иногда это банальное невезение.

Лимонные законы — как они работают

Итак, ваш автомобиль не оправдывает ожидания, даже после разумного количества попыток починить его. Получается, вы купили «лимон». Что же с ним делать?

В США на этот случай существуют специальные законы, которые называют «лимонными». Согласно им, если после нескольких ремонтов товар так и не стал соответствовать заявленным характеристикам, вам обязаны его заменить или выкупить с возмещением средств, которые вы потратили на починку. Глобально в стране существует федеральный закон о гарантии, который регламентирует право покупателя на возмещение ущерба, а в каждом штате есть свои вариации «лимонного закона» и вещей, которых он касается.

В некоторых штатах, например, во Флориде и Нью-Йорке, «лимонный» закон распространяется на животных. Если вам продали питомца с тяжелым клиническим заболеванием, заразной болезнью или врожденной патологией, который потом заболел или умер, можно потребовать компенсацию за покупку и лечение.

В Канаде существует программа разрешения споров Canadian Motor Vehicle Arbitration Plan, которая распространяется как на старые, так и на подержанные авто. Процесс осмотра и заключения занимает около 70 дней. В результате специальная комиссия может вынести решение о немедленном выкупе производителем несоответствующего характеристикам транспортного средства.

В Австралии в рамках законодательства о защите прав потребителей сформирован «лимонный» закон, который позволяет потребителям требовать замену или возмещение ущерба, если у автомобиля есть несколько незначительных проблем, которые помещали бы человеку совершить покупку, если бы он знал о них.

В Сингапуре закон о «лимонах» распространяется на широкий спектр товаров. Покупатель может в течение полугода сообщить о дефекте продукта, а производитель должен доказать, что этого дефекта не существовало. Потребитель, в свою очередь, может запросить замену, скидку или возврат средств.

В России в статье 20 закона «О защите прав потребителей» описано, что срок гарантийного ремонта транспортного средства не должен превышать 45 дней. То есть, если владелец в течение года обращался в автосалон, чтобы по гарантии отремонтировать машину, но этого не произошло в установленное время, можно расторгнуть договор купли-продажи и вернуть автомобиль производителю. Кроме того, вы можете требовать от автосалона 1% неустойки за каждый день превышения указанного периода.

Читайте также: Налог на грехи. Что это и зачем он нужен

БКС Мир инвестиций

Выгодный старт в БКС: Кешбэк и акции в подарок новым клиентам

Инвестировать