Brent подешевела c $76 за баррель в I квартале 2025 г. до текущих $66, Urals в рублевом выражении упала еще сильнее — с 5900 руб. до 4300 руб. Вместе с тем автомобилисты платят за бензин все больше и больше. Загадки и противоречия мы здесь не видим. Ответ кроется в особенностях налогового режима именно нефтегазового сектора. Погружение в тему от аналитиков БКС раскроет, какой сегмент более защищен сложившейся ситуации.
• Наш базовый прогноз с учетом механизма демпфера предполагает среднюю розничную цену АИ-95 62 руб./л в 2025 г., что на 2% ниже текущей рыночной котировки в Центральном ФО, на конец года — до 65 руб/л и последующий ежегодный рост по 2 руб./л.
• Цены на нефтепродукты сильно отличаются по регионам в зависимости от расположения НПЗ, оптовых баз, расходов на АЗС.
• Средняя цена на бензин по РФ примерно на 1 руб./л ниже, чем в Центральном ФО, а в Москве розничные цены на 1,6–1,7 руб./л превышают цены в Московской области
• Рост оптовой цены бензина в апреле относительно I квартала 2025 г. объясняется падением демпферных выплат для НПЗ на 70%.
• Достаточно сильное сокращение маржи в сегменте добычи, где альтернативе поставке на НПЗ выступает экспорт сырой нефти.
• Маржа нефтеперерабатывающих заводов в умеренном минусе (-5%), доходы розницы в незначительном минусе (-3%).
• Лидеры по переработке, Газпром нефть и Татнефть, направляют на переработку более половины добываемой нефти.
• Собственная сеть АЗС для нефтяников — дополнительные доходы и более защищенный сегмент реализации в условиях снизившихся цен на нефть.
• Доля реализации через собственные АЗС больше других у Газпром нефти («Позитивный» взгляд) и Лукойла («Позитивный»).
Бензин дорожает на АЗС при падении цен на нефть — есть ли парадокс
На АЗС в Центральном ФО покупатель бензина АИ-95 сейчас зачастую платит не меньше 63,5 руб./л, хотя еще в январе-феврале цена заправки не превышала 61 руб./л. При этом с начала апреля в сегменте сырой нефти котировки резко снизились. Brent подешевела c $76 за баррель в I квартале 2025 г. до текущих $66, Urals для налогов — с $63 в до $53. Из-за укрепления национальной валюты Urals в рублевом выражении упала еще сильнее — с 5900 руб. в I квартале 2025 г. до 4300 руб.
Рост цен на бензин при падении цен на нефть может показаться парадоксальным, однако противоречия здесь нет. Все дело в особенностях налогового режима нефтегазового сектора.
Ориентация на котировки сырой нефти слишком упрощена, не объясняет текущую динамику
Самым логичным объяснением поступательного роста могла бы быть привязка цены бензина к котировкам российской нефти. Исторически соотношение с рублевой ценой Urals держится около 2х. Однако в апреле такое пояснение явно не работает. Статистически с 2010 г. розничная цена на бензин АИ-95 росла ежегодно в среднем на 6,4%. По итогам 2024 г. цена бензина АИ-95 для конечного потребителя превысила 60 руб./л. Текущая цена уже на 3,5 руб./л превышает среднюю за прошлый год.
Экономика литра бензина
Как распределяются уплаченные сейчас 63,5 руб. за литр АИ-95
Какие параметры мы закладываем в наши расчеты
В нашем примере рассмотрена экономика условного НПЗ в Центральном ФО, реализующего произведенные нефтепродукты на внутреннем рынке по оптовым биржевым ценам.
Ценообразование по экспортным нетбэкам
С учетом масштабного международного рынка нефтепродуктов внутренние цены в РФ определяются по методу альтернативы, поскольку у НПЗ также есть возможность направлять нефтепродукты на экспорт. Наблюдаемая в российском порту котировка реализации продукта корректируется на транспортные расходы (со знаком «—» для внутреннего рынка), демпферную компенсацию от государства в адрес НПЗ (знак «—») с добавлением в цену размера акциза и НДС. Для работы с оптовыми ценами принято использовать тонны (для сведения: перевод бензина 10 тыс. руб. за тонну соответствует 7,45 руб./л).
Рост оптовой цены бензина объясняется падением демпферных выплат
В сравнении ценообразования бензина по состоянию на 23 апреля и I квартал 2025 г. два важных компонента изменились в противоположных направлениях для котировок: рублевая цена реализации бензина в порту уменьшилась на 16% до 44,8 тыс. руб./т, а компенсация по демпферу в адрес НПЗ сократилась на 70%, или на 11,2 тыс. руб./т. Это перекрыло эффект от снижения цен, а оптовая цена выросла относительно средней в I квартале 2025 г.
Рыночное ценообразование не работало в период запретов на экспорт и внешних рисков
В 2022 г. и начале 2023 г. рыночный механизм не работал: сначала по причине разрыва сотрудничества международных трейдеров с российскими экспортерами, а к концу 2022 г. с объявлением эмбарго ЕС на поставки российских нефтепродуктов и введением ценовых потолков. Во время действия запретов на экспорт нефтепродуктов со стороны Правительства РФ также была разорвана связь с зарубежными рынками, а цена продукта, в отношении которого действовал запрет на экспорт, корректировалась вниз.
Что такое демпфер и почему он важен
Демпфер был введен с 2019 г. с целью нивелировать влияние внешних факторов на внутренние цены бензина и дизельного топлива. В случае если экспортная альтернатива выше индикативной цены, прописанной в Налоговом кодексе РФ, то государство выплачивает НПЗ компенсацию. Если же индикативная цена превышает экспортную альтернативу, как это было в период пандемии, выплаты делают НПЗ в адрес государства.
Законодательно выплаты составляют не 100% разницы, а 68% для бензина и 65% для дизельного топлива. Часть выплачиваемого демпфера государству при этом компенсируется ростом НДПИ на добычу нефти, который ложится на плечи сегмента добычи.
Условия для получения демпфера: поставки на внутренний рынок и контроль над оптовыми ценами
Для того, чтобы демпфер к получению для НПЗ не обнулился, необходимо, чтобы оптовая цена бензина АИ-92 не превышала 110% индикативной цены, а в случае дизельного топлива — 120%. Обнуление было близко в августе 2021 г. и случилось по итогам сентября 2023 г. на фоне увеличения нефтяных цен, повлиявших и на международные цены на нефтепродукты.
Какой может стать цена АИ-95 в рознице
Наш базовый прогноз, исходя из работы механизма демпфера, предполагает среднюю розничную цену АИ-95 в 62 руб./л в текущем году, то есть небольшое снижение с текущего уровня, и последующий ежегодный рост по 2 руб./л. В I квартале 2025 г. в условиях гораздо более высоких цен на нефть в РФ средняя розничная цена АИ-95 составила 61 руб./л. К концу 2025 г. мы ожидаем розничную цену АИ-95 не более 64–65 руб./л.
В свой прогноз на среднесрочную перспективу мы закладываем ежегодную индексацию акцизов около 4%, как указано в законодательстве на 2025–2027 гг. В 2024 г. акциз на бензин был повышен на 14%, а на дизтопливо — на 16%. При реализации риска высокой индексации акцизов, а о нем может стать известно осенью при формировании следующего трехлетнего бюджета, оптовые и розничные цены будут соответствующим образом увеличены.
Исходя из законодательного ограничения на получение демпфера, зависящего от указанной в Налоговом кодексе РФ индикативной цены для АИ-92, мы считаем, что оптовая цена АИ-95 (с акцизом и НДС) не может в текущем году превзойти 71,8 тыс. руб./т (сейчас 60,3 тыс. руб./т), а максимальная розничная цена, значит, не превысит 72 руб./л.
Поскольку индикативные цены в Налоговом кодексе РФ каждый год индексируются на 3%, то и максимально возможная розничная цена каждый год будет расти с темпом примерно 3%.
Какие звенья в цепи стоимости в проигрыше
Мы сравниваем динамику доходов и маржи в цепочке стоимости на 23 апреля (период низких нефтяных цен) и I квартала (Brent $76, Urals $63).
Всегда ли розничные сети АЗС живут хорошо
Цены на АЗС под контролем. ФАС следит за розничными и мелкооптовыми ценами на предмет объективных экономических оснований для конкретных котировок. При необходимости служба направляет запросы и об обоснованности оптовых цен. В случае выявления завышений ФАС выдает предписание о необходимости корректировок с угрозой применения на первом этапе административных штрафов.
Сейчас доходы на пике, но кризис был не так давно — осенью 2023 г. При прочих равных, доходы АЗС от реализации нефтепродуктов находятся под давлением в летний сезон, когда оптовые цены имеют тенденцию к росту в сезон высокого потребления.
В конце лета-осенью 2023 г. нефтяные цены значительно выросли, а экспортная логистика приспосабливалась к санкциям. На этом фоне оптовые цены стремительно росли, что сказывалось на доходах розницы. Ситуация до вмешательства правительства РФ со временным введением запрета на экспорт бензина и дизтоплива привела к расхождению стоимости топлива у независимых сетей АЗС (были и на пару рублей выше) и сетей АЗС, принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, которые могли не допускать высокого повышения своих розничных цен.
Экономика переработки в деталях
Доходы НПЗ — это не только реализация нефтепродуктов, но платежи от государства. Минимум треть доходов даже в текущих условиях условный НПЗ может получать в виде субсидий от государства:
Главный расход для НПЗ — приобретение сырья, то есть сырой нефти
Операционные расходы на переработку нефти достаточно малы. Крупные современные российские НПЗ могут иметь затраты в 1–1,5 руб. в пересчете на литры. Если используется процессинг, затраты могут достигать 2–3 руб./л в размере стоимости бензина, что также выглядит не столь существенно.
Нефтяные компании: продажа нефтепродуктов в РФ и через сети АЗС
Использование каналов монетизации нефти в виде переработки и собственной сети АЗС дает нефтяным компаниям возможность не только получить дополнительные доходы, которыми экономически целесообразно воспользоваться, но и дает более защищенный сегмент реализации в условиях снизившихся цен на нефть.
В России насчитывается порядка 23–24 тыс. АЗС, и сегмент достаточно фрагментирован. На совокупную долю шести крупных нефтяных компаний приходится рыночная доля около 40%.
Собственные АЗС для реализации добываемой нефти у нефтяных компаний принципиально разные. Относительно больший процент реализации через собственные АЗС (мы предполагали суточную реализацию 19 т на одной АЗС) у Газпром нефти («Позитивный» взгляд), Лукойла («Позитивный» взгляд), Татнефти. Меньшая доля — у Роснефти и Сургутнефтегаза.
Газпром нефть и Татнефть также выделяются большей ставкой на сегмент переработки в РФ. Более половины добываемой ими нефти направляется на переработку, а вклад в общую выручку от последующей реализации нефтепродуктов на территории РФ — более 30%. У Лукойла, также поставляющего на собственные НПЗ более 50% добываемой в РФ нефти, вклад продажи нефтепродуктов в РФ, по нашим оценкам, сравнительно мал (15%) из-за большого по объемам международного трейдинга нефти и нефтепродуктов.
Про дисконты на российскую нефть сказано много, но такая же ситуация и с нефтепродуктами
Цены реализации нефтепродуктов в российских портах, которые непосредственно влияют на внутренние котировки, зависят не только ситуации на международном рынке энергоносителей, но и от дисконтов, применяемых в текущих условиях именно к российским баррелям.
Так, 2022 г. был очень благоприятным для международных цен на светлые нефтепродукты: по сравнению с 2021 г. премия АИ-92 увеличилась на 60%, а премия на дизтопливо — в четыре раза отчасти из-за опасений сокращения поставок нефтепродуктов из РФ. Премии в последние два года поступательно снижаются, в том числе из-за умеренного снижения темпов прироста потребления жидких углеводородов.
Цены реализации нефтепродуктов непосредственно в российских портах на экспорт также следуют тренду, присущему экспортным поставкам сырой нефти: дисконты увеличиваются после объявления санкций (например, 10 января 2025 г.) и со временем постепенно корректируются вниз с адаптацией цепочек экспортных поставок.
БКС Мир инвестиций
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо сделки, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, цели (целям) инвестирования, допустимому риску, и (или) ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения сделок либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данной информации. Настоящий материал создан и распространяется ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, место нахождения: 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, д.37, лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, лицензия на осуществление дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009, выданы ФСФР России). С информацией о Компании и услугах, декларацией о рисках, информационными документами по финансовым инструментам и связанным с ними рисках, иной подлежащей раскрытию информацией (включая ссылку на страницу, на которой можно оставить обращение (жалобу) рекомендуем ознакомиться по ссылке: https://bcs.ru/regulatory. Услуги брокера не являются услугами по открытию банковских счетов и приему вкладов, деньги, передаваемые по договору о брокерском обслуживании, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177- ФЗ «О страховании вкладов в банках РФ». Материал не является рекламой ценных бумаг. Обращаем внимание на наличие конфликта интересов, возникающего из-за того, что ООО «Компания БКС и (или) ее аффилированные лица осуществляют широкий спектр операций и предоставляют множество разных услуг на финансовых рынках, в связи с чем а) могут иметь или уже имеют собственные вложения в финансовые инструменты, упомянутые в Материале или в финансовые инструменты, производные от них, б) могли совершать или совершают в клиентов операции с финансовыми инструментами, упомянутыми в Материале или с финансовыми инструментами, производными от них, в) могут состоять или уже состоять в возмездные договорные отношения с эмитентами или иными лицами, обязанными по финансовым инструментам, указанным в Материале, а также в силу того, что их сотрудники исполняли в прошлом или исполняют функции члена совета директоров или наблюдательного совета эмитентов или иных лиц, обязанных по финансовым инструментам, упомянутых в Материале. Материал может содержать информацию о финансовых инструментах, сделки по приобретению которых недоступны физическим лицам-неквалифицированным инвесторам без прохождения установленной законодательством о рынке ценных бумаг процедуры тестирования или недоступны вне зависимости от прохождения процедуры тестирования. Перед приобретением выбранного Вами финансового инструмента проконсультируйтесь доступен ли Вам такой финансовый инструмент к приобретению. У Инвестора отсутствует обязанность получать статус квалифицированного инвестора при отсутствии у Инвестора потребности совершать действия, которые в соответствие с применимым законодательством, разъяснениями/рекомендациями Банка России могут совершаться только квалифицированными инвесторами. Решение получить статус квалифицированного инвестора должно быть принято Инвестором самостоятельно после ознакомления с правовыми последствиями признания Инвестора квалифицированным инвестором. Любой доход, полученный от инвестиций в финансовые инструменты, может изменяться, а цена или стоимость ценных бумаг и инвестиций может как расти, так и падать. Соответственно, инвесторы могут потерять либо все, либо часть своих инвестиций. Кроме того, историческая динамика котировок не определяет будущие результаты. Курсы обмена валют могут также негативно повлиять на цену, стоимость или доход от ценных бумаг или связанных с ними инвестиций, упомянутых в настоящем материале. Также, не исключены валютные риски при инвестировании в депозитарные расписки компаний. ООО «Компания БКС работает в России. Данный Материал может быть использован инвесторами на территории России с учетом российского законодательства. Этот Материал не может быть распространен, скопирован, воспроизведен или изменен без предварительного письменного согласия со стороны ООО «Компания БКС». Дополнительную информацию можно получить в Компании по запросу. «БКС Мир инвестиций» используется ООО «Компания БКС» в качестве товарного знака. © 2025 ООО «Компания БКС». Все права защищены.