Читать 3 мин

Дорогу — молодым: как меняется глобальный рынок розничного инвестирования

Всемирный экономический форум представил отчет Global Retail Investor Outlook 2024. Одними из ключевых трендов, согласно исследованию, стали устойчивый сдвиг в сторону молодых розничных инвесторов и распространение помощников на основе искусственного интеллекта (ИИ).

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы и цифры.

Четыре тенденции розничного инвестирования

1. Состав розничных инвесторов становится все более разнообразным по географии, полу, уровню дохода и возрасту. Сейчас молодежь изучает вопросы инвестиций и вовлекается в рынки капитала раньше, чем предыдущие поколения.

Так, 30% зумеров делают первые вложения в университете или в раннем взрослом возрасте. В то время как среди миллениалов (по разным классификациям, 1984−2000 гг. рождения) эта доля составляла 15%, среди представителей поколения X (1967–1984 гг.) — 9%, бэби-бумеров (1944–1967 гг.) — 6%.

2. В период с 2021 по 2024 гг. растущая инфляция привела к росту стоимости жизни, в результате чего потребители остались с меньшим располагаемым доходом и меньшими инвестиционными бюджетами. Ориентация на краткосрочные финансовые цели и непредсказуемость рынка, несмотря на его способность выступать средством защиты от инфляции, по-прежнему отбивает у многих желание инвестировать.

Так, в указанный период 21% действующих инвесторов избегали определенных продуктов, относящихся к разным типам активов, из-за их непредсказуемости. А 40% из тех, кто не хочет заниматься инвестициями, говорят, что отказываются из-за страха потерять деньги.

3. Новые платформы расширяют доступ к инвестиционным продуктам, предоставляя людям возможность выбирать из ряда стратегий и инструментов, в том числе тех, которые ранее были недоступны.

Например, на фоне развития технологий и доступности обучающих материалов около 27% современных инвесторов добавляют в портфель криптовалюту.

4. Искусственный интеллект (ИИ) может повысить эффективность участия отдельных лиц на рынках капитала за счет оптимизации операций, персонализации взаимодействия и улучшения инструментов финансового образования.

41% инвесторов готовы доверить чат-ботам с поддержкой ИИ свою личную информацию, а 42% заявили, что инвестировали бы больше, если бы им помогал чат-бот с ИИ.

Три ключевых проблемы рынка

Избегание. 45% тех, кто отказывается от инвестиций, заявили, что не имеют достаточно средств. 40% боятся потерять деньги, 28% не знают, с чего начать.

Низкая вовлеченность. 70% инвесторов вкладывали бы больше средств, если бы имели больше возможностей научиться инвестировать. 63% не до конца доверяют инвестиционным платформам, чтобы увеличивать объемы собственных вложений. 63% согласились бы инвестировать больше по совету финансовых консультантов.

Низкая результативность. Уверены в понимании финансовых рынков и обоснованности принятия инвестиционных решений только 41% инвесторов-зумеров, 40% — среди миллениалов, 27% — представителей поколения X, 20% — бэби-бумеров.

Главные цифры

  • 61% от общего объема инвестиций к 2030 г. будет приходиться на розничных инвесторов и 26% — на институциональных. В 2014 г. эти показатели составляли 45% и 35% соответственно.
  • $100 трлн к 2030 г. достигнут активы под управлением розничных инвесторов.
  • 52% инвесторов пересматривают и корректируют свои портфели не реже одного раза в месяц, 22% — каждую неделю.
  • 52% инвестируют самостоятельно через торговый счет, 37% доверяют средства управляющим или профессиональным консультантам. 18% владеют активами, полученными от работодателя в рамках корпоративных мотивационных программ. 18% используют инструменты с налоговыми льготами.
  • 51% мужчин спокойно относятся к краткосрочным потерям в процессе инвестирования. Вероятность снижения активов расстраивает 24% инвесторов, но они продолжают вкладывать средства. Еще 25% относятся к потерям крайне болезненно. Среди женщин соотношение 40%, 22% и 38% соответственно.
  • 59% старшего поколения (Х и бэби-бумеры) инвестируют, чтобы иметь подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств, 47% — на путешествия и отдых, 44% — для выхода на пенсию. Среди молодежи (зумеры и миллениалы) эти цели называют 46%, 39% и 36% соответственно.
  • 29% респондентов в 2024 г. заявили, что недостаточно хорошо разбираются в акциях, 30% — в облигациях. В 2022 г. доля таких инвесторов была больше — 39% и 40%. Подобная ситуация наблюдается и в более сложных продуктах. У инвесторов в 2022 г. возникали трудности в понимании ETF и ПИФов (39%) и криптовалюте (29%), в 2024 г. осведомленность о работе инструментов выросла — и доля таких ответов снизилась до 32% и 24% соответственно.
  • 32% инвесторов в 2024 г. назвали непредсказуемыми акции, в 2022 г. так думали всего 15%. Подобная динамика наблюдается в облигациях (18% в 2024 г. и 7% в 2022 г.), ETF и ПИФах (21% и 9%). Криптовалюту 19% считало волатильным инструментом в 2022 г., 30% — в 2024 г.
  • На 20% ежегодно увеличивается число пользователей биржевых приложений по всему миру.
  • 35% инвесторов выбирают бесплатные источники информации для принятия инвестиционных решений, 28% используют чат-боты с ИИ для получения рекомендаций.
  • Более 50% инвесторов в Индии, Китае и ОАЭ готовы делегировать принятие решений о распределении портфеля ассистентам с поддержкой ИИ. В Сингапуре эта доля составляет 35%, в США — 29%, в европейских странах —  не выше 25%.
  • 54% тех, кто не является инвесторами, не уверены, что поймут финансовую терминологию или обучающие материалы. 18% из них решились бы вложить средства в инструменты, если бы им помогал чат-бот с ИИ.

БКС Мир инвестиций

Читайте главные новости рынка в telegram-канале БКС Экспресс