
Влюбленные празднуют День Святого Валентина, а что отмечать нам? Наверное, так могли подумать одинокие китайские студенты прежде чем посвятить неженатым и незамужним собственный праздник. Сегодня в Китае отмечают их день — День холостяков, к которому со временем стали приурочивать большие распродажи. Как придумали этот праздник, где его отмечают за пределами Поднебесной и почему выбрана дата 11 ноября?
В 1993 г. четыре студента Нанкинского университета, которые еще находились в поиске вторых половинок, решили, что свой праздник должен быть не только у влюбленных, но и у свободных людей. Так они и придумали отмечать своего рода анти-день Святого Валентина, который получил название День Холостяков.
Датой было выбрано 11 ноября — четыре единицы (11.11), символизирующие «одиночек». Магия цифр подсказала китайцам, что этот день может быть особенным и благоприятным для того, чтобы найти половинку или начать отношения.
Сначала традиция отмечать День холостяков разошлась по другим университетам Китая, а затем и по всей стране, став ее неофициальным праздником. Позже его стали отмечать в разных уголках мира. Сегодня по иронии судьбы 11 ноября — популярная дата для свадеб.
Как и в любой праздник, в День холостяков принято получать и дарить подарки, поэтому со временем торговые центры и онлайн-площадки стали приурочивать к нему распродажи. Количество выгодных предложений росло, к распродажам присоединялось все большее количество продавцов, и тенденция превратила китайский праздник в аналог американской «черной пятницы».
Впервые масштабные распродажи в сети были запущены 13 лет назад. Идея принадлежала Дэниэлу Чжану, который руководил Tmall — одной из торговых площадок Alibaba Group. 11 ноября 2009 г. основатель компании Джек Ма запустил в праздник холостяков онлайн-распродажи — идею поддержали не только площадки Alibaba, но и другие ритейлеры.
На последнем Дне холостяков в прошлом году Alibaba наторговала на $84,5 млрд в GMV: и хотя темп роста со времен дебютной распродажи в 2009 г. оказался самым медленным, показатель прошлого года был выше 2020 г. на 8,4%. JD сообщила о продажах на $54,7 млрд в GMV, что больше уровня 2020 г. на 28,6%.
Сейчас китайские площадки стали делать акцент на идее «общего процветания», озвученной Си Цзиньпином, и начали продвигать «зеленый» рынок: на площадке Tmall в прошлом году разместили более 500 тыс. продуктов с официальной сертификацией экологически чистых продуктов от более чем 2 тыс. продавцов. JD в День холостяков рекламировала сокращение выбросов углерода.
Поскольку День холостяков — это «онлайн-праздник», за пределы Китая он вышел достаточно быстро: во-первых, покупки на китайских торговых площадках доступны и в других странах, во-вторых, зарубежные онлайн-ритейлеры легко подхватили инициативу.
На торговых площадках Lazada в Юго-Восточной Азии в 2017 г. покупателям было продано 6,5 млн товаров. В Индонезии 11 ноября отмечают Harbolnas — национальный День покупок в Интернете. Идея реализовалась и в Европе: в Германии, скандинавских странах и других государствах. В Британии праздник тоже отмечается 11 числа — но в марте, и связан не с шопингом, а с поиском вторых половинок.
Австралия анонсировала, что в этом году присоединяется к празднику: некоторые магазины предлагают хорошие скидки по промокоду SINGLESDAY2022. Распродажи ко Дню холостяка в преддверии «Черной пятницы» организуют и продавцы в США.
День холостяков стал самым прибыльным праздником онлайн-покупок в мире: в 2020 г. Alibaba зарегистрировала продажи на своих онлайн-платформах на сумму $74,1 млрд, в том же году «Черная пятница» и «Киберпонедельник» принесли американским ритейлерам $9 млрд и $10,8 млрд соответственно.
БКС Мир инвестиций

С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте
Инвестировать