Чистая прибыль Аэрофлота снизилась на 75% по итогам 2018 года

Компания опубликовала финансовые результаты по МСФО за IV квартал и весь 2018 год

Аэрофлот опубликовал финансовые результаты по МСФО за IV квартал и весь 2018 г.

Выручка за 2018 г. увеличилась на 14,8% по сравнению 2017 г. и составила 611,6 млрд руб. В IV квартале 2018 г. выручка составила 145,2 млрд руб., что на 13,3% выше, чем годом ранее.


Расходы на авиационное топливо в 2018 г. увеличились на 48,2% по сравнению с прошлым годом и составили 181,9 млрд руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на 36% по сравнению с предыдущим годом на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов. В IV квартале показатель увеличился на 52,4% г/г.


Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 10,9% по сравнению с прошлым годом до 410 млрд руб. За IV квартал показатель вырос на 25,3% г/г.

Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 122,5 млрд руб. при рентабельности 20,0%. За IV квартал 2018 г. показатель EBITDAR составил 11,5 млрд руб. при рентабельности 7,9%.


Чистая прибыль Группы за 2018 г. составила 5 713 млн руб. и снизилась по сравнению с прошлым годом на 75,2%. За IV квартал 2018 г. чистый убыток Группы вырос в 4 раза и составил 16,8 млрд руб.


Андрей Чиханчин заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»:

«В 2018 году Группа «Аэрофлот» перевезла 55,7 млн пассажиров, что на 11,1% больше, чем годом ранее. Рост операционных показателей, являющийся результатом развития сети и пополнения парка воздушных судов, сопровождался знаковыми событиями стратегического характера. Авиакомпания «Аэрофлот» перевела внутренние рейсы в новый современный терминал аэропорта Шереметьево, что позволило улучшить качество сервиса на земле. Авиакомпания «Россия» перевела регулярную программу полетов из Внуково в Шереметьево, что позволило улучшить стыкуемость с основной сетью «Аэрофлота». Авиакомпания «Победа» значительно ускорила темпы роста, что позволило расширить доступность бюджетного продукта. Наконец, важной вехой года стало обновление самих долгосрочных целей Группы на ближайшие пять лет.

Наиболее существенными факторами, повлиявшими на финансовые результаты Группы в 2018 году, стали беспрецедентно высокий рост средней стоимости керосина, а также ослабление курса рубля. Рост стоимости керосина по Группе «Аэрофлот» составил 36%, что при потребляемых объемах привело к дополнительным расходам в размере 48 млрд рублей. Обесценение рубля в ситуации, когда почти половина затрат Компании номинирована в иностранных валютах, создало дополнительное давление на финансовые результаты.

В этих условиях в дополнение к уже существующим программам повышения эффективности и снижения расходов была запущена специальная оптимизационная программа. Фокусом программы было не только непосредственное снижение расходов, но и активное управление емкостями и доходами. Эта программа показала свою высокую эффективность: удельные расходы за исключением топлива на кресло-километр по итогам года увеличились только на 0,8% несмотря на растущее курсовое давление на валютные статьи расходов. Таким образом, удалось ограничить рост общих удельных операционных расходов с учетом топлива на уровне 9,2%. В условиях, когда потребитель консервативно относится к расходам на путешествия, нам удалось, сохраняя уровень загрузки кресел на фактически стабильном уровне, обеспечить рост удельной пассажирской выручки на кресло-километр на уровне 4,9%.

Низкий сезон IV квартала характеризовался сохранением высокой стоимости керосина и избытком емкостей на рынке. Коррекция нефтяных котировок отразилась на стоимости керосина только в декабре, однако это влияние было ограниченным, а средняя цена керосина все равно находилась на уровне выше прошлого года. При этом, курсовое давление на операционные расходы в IV квартале не ослабло, а наоборот усилилось. Эти факторы объясняют увеличение убытка по итогам завершающего год квартала.

Таким образом, несмотря на рекордный рост стоимости керосина, сопровождавшийся девальвацией рубля, благодаря масштабной оптимизационной программе Группе удалось получить прибыль по итогам года в размере 5 713 млн руб.».

Комментарий Сергея Гайворонского, аналитика БКС Брокер

Отчетность по международным стандартам оказалась существенно хуже наших ожиданий по большинству финансовых показателей. Главным разочарованием, конечно, стал рост нетопливных расходов, ускорившийся до 16% в IV квартале. Программа оптимизации издержек, в рамках которой компании удалось сдержать рост ФОТ и существенно снизить маркетинговые и рекламные издержки, оказалась бессильна перед значительным ростом платежей по операционной аренде и ростом расходов за обслуживание самолетов в аэропортах и на трассе. В сумме этот эффект, по нашим расчетам, сократил чистую прибыль на 7 млрд руб. Топливные расходы также превысили наши ожидания примерно на 1 млрд руб., или на 2%.

Темп роста выручки в IV квартале, напротив, оказался слабее наших ожиданий, сократившись до 13,3% г./г. после 18% роста в предыдущем квартале. В результате, чистая прибыль оказалась почти на 10 млрд руб. ниже, чем мы рассчитывали. Итоговый дивиденд может снизиться до 3%, что выводит авиакомпанию из числа дивидендных фишек. Вероятно, в ближайшее время акции окажутся под давлением. Позитивные факторы, такие как: рост топливных сборов, ускорение роста Победы, второй месяц снижения цен на авиакеросин подряд (по данным Росавиации) будут в ближайшее время игнорироваться рынком, из-за опасений нового витка роста издержек, который может начаться после девальвации рубля, например в результате ужесточения санкций. А дивидендный драйвер на текущий момент потерян.

На сегодняшней пресс-конференции в фокусе внимания будут вопросы роста топливных расходов и возможных способов их хеджирования. Кроме того, менеджмент ответит на вопросы относительно изменений в учете лизинговых операций в соответствии с изменениями в МСФО.

БКС Брокер

Год без комиссии

Инвестируйте с бонусом — вернем до 1 000 000 ₽

Инвестировать