
В августе дефицит в России оказался на уровне 0,3 трлн руб., накопленный за 8 месяцев бюджет приближается дефициту. Таким образом, цена на нефть, балансирующая бюджет 2022 г, может достичь 7-летнего максимума в $97 за баррель и останется повышенной в 2023 г., а значит, поиск дополнительных доходов — на повестке властей.
• Профицит бюджета за 8 месяцев 2022 г. — 0,1 трлн руб. после 0,4 трлн руб. за 7 месяцев. Нефтяные доходы снижаются с марта. С июля нефтегазовые доходы пошли в направлении снижения, при этом расходы бюджета остаются высокими — рост на 20% г/г за 8 месяцев 2022 г.
• Цена нефти, балансирующей бюджет — $100 за баррель в 2022–2023 гг. ($60 — в 2021 г.)
• Ослабление рубля и дополнительные налоги — основные источники поступлений
Август — последний месяц, когда бюджет за 8 месяцев оказался профицитным. Минфин опубликовал предварительные оценки за январь-август 2022 г. Объем поступлений в федеральный бюджет совокупно составил 17,6 трлн руб. за 8 месяцев, в том числе 1,8 трлн в августе (-10% г/г). Таким образом, август стал вторым месяцем, когда поступления сокращались г/г — это отражает значительное снижение нефтяных и ненефтяных доходов.
В то время как тенденция снижения ненефтяных доходов началась с марта, в августе их падение составило 14% г/г. Сокращение нефтегазовых доходов впервые произошло в июле, после чего последовало снижение и в августе (-3,5% г/г) на фоне падения объемов добычи и экспорта газа. Таким образом, от накопленного профицита (0,4 трлн руб. в январе-июле) у России осталось только 0,1 трлн руб. за 8 месяцев 2022 г.
Бюджетные расходы уверенно росли, превысив средний за 10 лет уровень. На фоне усиления падения государственных доходов расходы бюджета оставались относительно высокими (+8% г/г в августе). В январе-августе исполнение расходов повысилось до 63,3% по сравнению со средним показателем 60% за последние десять лет.
В ближайшее время по мере роста потребностей государства бюджет все больше будет уходить в сторону дефицита, при этом поступления доходов в конце 2022 г. – I полугодии 2023 г. будут ухудшаться. Растущее давление на доходы бюджета и необходимость предоставления антикризисных стимулов для смягчения санкционного шока могут заставить власти искать альтернативные источники поступлений.
Цена на нефть, балансирующая бюджет, вероятно, достигнет $97 за баррель в 2022 г. против $60 за баррель в 2021 г. Нефтегазовые доходы стали опорой для российской экономики в I полугодии 2022 г., однако ситуация изменилась со II полугодия 2022 г. по мере усиления санкционного давления на российский экспорт энергоресурсов.
Укрепление рубля также привело к снижению стоимости нефтегазовых доходов в национальной валюте. Сочетание этих факторов вместе с ростом бюджетных расходов повысило цену на нефть, балансирующую бюджет в 2022 г. до $100 за баррель. В последний раз такой уровень фиксировался в 2014 г.
В 2023 г. цена на нефть, балансирующая бюджет, останется выше цены, предусмотренной бюджетным правилом. Бюджет на следующий год еще обсуждается, но, по предварительным оценкам, расходы могут остаться в пределах 26,3 трлн руб.
Несмотря на некоторое ожидаемое ужесточение бюджетной политики в 2023 г., позиции бюджета находятся под значительным риском из-за возможного снижения добычи нефти в объеме более 1 млн баррелей в сутки — это может поднять цену, балансирующую бюджет до $108 за баррель, если власти не увеличат доходы или не произойдет ослабления рубля.
Оба фактора могут привести к снижению балансирующей цены, но вряд ли до уровней нового бюджетного правила с целевой ценой в $60 за баррель и добычей в 9,5 млн баррелей в сутки. Поскольку значительное ужесточение налогово-бюджетной политики в 2023 г. видится маловероятным, важной частью проекта бюджетного правила будет взаимодействие с обменным курсом.
Мы не ожидаем значительных покупок иностранной валюты в 2023 г., но если они составят не менее $1 млрд в месяц, это будет способствовать ослаблению рубля на 5%. Хотя рублевая стоимость нефтяных доходов может в результате вырасти, мы считаем, что поиск источников ненефтяной выручки также останется на повестке властей.
Наталья Лаврова, к.э.н., старший экономист
BCS Global Markets
