113 лет назад — в ночь с 14 на 15 апреля — затонул «Титаник», крупнейший пассажирский лайнер того времени. В его строительстве участвовали 14 тыс. человек, а масштабы судна поражали: 269,1 метра в длину, 28 метров в ширину, 53,3 метра — в высоту. Лайнер, принадлежавший компании White Star Line, перевозил состоятельных людей, а также сотни эмигрантов с Британских островов, Скандинавии и Европы, которые искали новую жизнь в США и Канаде. Неудивительно, что история — и трагедия — корабля связана с огромными суммами.
До сих пор не известно точно, сколько стоило строительство «Титаника». По разным оценкам, затраты составляли $7,3–7,5 млн в 1912 г. В пересчете на современный курс, с учетом инфляции, эта сумма достигла бы около $200 млн.
На борту, опять же по разным оценкам, находились 1343 пассажира и порядка 880 членов экипажа. 762 каюты были поделены на три класса, и билеты были недешевыми. Третий класс, которым путешествовали эмигранты, стоил по тем ценам $15–40, средняя стоимость второго класса — $60, первого — $4350. Пассажирам были доступны четыре ресторана, две парикмахерские, галереи, две библиотеки, гимнастический зал и фотолаборатория, площадка для игры в сквош и бассейн — им, правда, могли воспользоваться только самые богаты пассажиры.
Пассажиры и багаж
Еще до отправки в путешествие ходили слухи, что на борту лайнера будут миллионеры (по некоторым данным, около 60 человек), а в сейфах повезут золото, драгоценности и уникальные культурно-исторические объекты на сотни миллионов долларов.
Самым богатым считается финансист Джон Джейкоб Астор IV, представитель одной из самых известных семей Нового Света. На момент отправления в плавание его состояние оценивалось в $85 млн, или около $2,7 млрд в пересчете на современный курс.
Спутницей Астора была Маргарет Браун, «Непотопляемая Молли Браун». Светская дама, случайно разбогатевшая после обнаружения на своем участке золотого месторождения, известная феминистка, одна из первых женщин баллотировавшихся в Конгресс США за восемь лет до того, как женщины получили право голосовать.
Миллионер Исидор, совладелец крупнейшей американской сети универмагов Macy’s, с женой Идой.
Леди Дафф-Гордон, ведущий модельер эдвардианской эпохи, владелица одного из первых глобальных модных брендов «Люсиль», представительства которого были открыты в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Чикаго.
О том, что перевозилось на борту, стало известно во многом благодаря претензиям и судебным искам выживших пассажиров.
Страхование корабля обеспечивали от 70 до 100 страховых компаний, а общая сумма выплат достигала $5 млн. По тем временам сумма была огромной, пожалуй, самой значительной в отрасли. Основные издержки понесли британская Lloyd’s of London и крупнейший немецкий страховщик Allianz. Транспортная компания White Star Line получила выплату в $3 464 111 (свыше $90 млн). Деньги также заплатили семьям погибших, которые были застрахованы. Рекордную компенсацию получила семья управляющего аграрного холдинга — $175 тыс. (около $4,6 млн).
Самой дорогостоящей потерей считается картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне». Ее владелец, шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьернстём-Стеффанссон, оценил шедевр в $100 тыс. (в современном эквиваленте это около $2,4 млн). Это рекорд среди претензий к White Star Line за один элемент багажа.
В числе крупных потерь — багаж американской миллионерши Шарлотты Дрейк Кардезы. Она занимала самую дорогую каюту, везла 14 сундуков багажа, 4 чемодана и 3 ящика. После спасения Шарлотта подала иск на сумму $177 352 (около $4 млн). Список утраченного имущества занял 21 страницу, в нем она перечислила 841 предмет, в том числе кольцо с розовым бриллиантом величиной почти в семь карат стоимостью в $20 000.
На борту находилось порядка 90 контейнеров с книгами. Самым ценным экземпляром был сборник изречений Омара Хайяма «Рубаи», украшенный 1050 драгоценными камнями, каждый из которых был обрамлен золотом. Эта раритетная книга была куплена неким американцем в марте 1912 г. на аукционе за $1900.
Судно также перевозило огромное количество товаров на сумму $420 тыс. ($10 млн в 2015 г.). Их перечень находился на другом лайнере и был обнародован спустя шесть дней после гибели «Титаника». Так, к примеру, стало известно, что среди сыров, вин и мехов затаились четыре контейнера с опиумом, 76 контейнеров с кровью дракона (так называют смолу деревьев рода драцена, которую использовали в медицинских целях), роскошный автомобиль Renault Type CB Coupe de Ville и 33,5 км кинопленки, принадлежавшей успешному кинематографисту Уильяму Харбеку.
Находки после гибели судна
Обломки лайнера были обнаружены 1 сентября 1985 г. И хоть многие сокровища и артефакты до сих пор остаются на дне, с тех пор на поверхность было поднято более 5 тыс. предметов. Некоторые из них появляются на аукционах и уходят в частные коллекции за большие деньги. В их числе:
Скрипка Уоллеса Хартли, руководителя оркестра, игравшего практически до самой гибели лайнера. В 2013 г. за музыкальный инструмент, который аукцион Henry Aldridge and Son назвал самым редким и ярким символом «Титаника», заплатили $1,7 млн.
В 2007 г. тот же аукцион Henry Aldridge and Son продал за $180 тыс. маленький ключ. Им открывался шкафчик, где хранились бинокли, и считается, что этот предмет мог бы спасти судно. Ключ лежал в кармане у старшего офицера Дэвида Блэра, которого в последний момент сняли с лайнера, и передать ключ просто не успели. Таким образом «Титаник» остался без оптических приборов, а при расследовании гибели члены экипажа заявили, что кораблю хватило бы времени сменить курс и уйти от столкновения, если бы айсберг был замечен раньше — в тот самый бинокль.
В 2008 г. за $68,5 тыс. был продан один из спасательных жилетов, вынесенных прибоем к побережью канадского острова. До наших дней их сохранилось не более десятка: тяжелые и непрактичные, они были набиты пробковым деревом, а многие пассажиры при прыжке в воду ломали о них челюсти.
В 2011 г. за 220 тысяч фунтов стерлингов ($367 тыс.) был продан чертеж корабля, изготовленный специально для судебного разбирательства по делу о крушении лайнера. Его размер составлял 10 на 1,5 метра, мелом на нем были обозначены места, пострадавшие от столкновения с айсбергом.
Часы стюарда первого класса Эдмунда Стоуна были проданы за $154 тыс. Они остановились в 2:16, и считается, что именно в это время судно пошло ко дну.
Меню ужина для пассажиров первого класса «Титаника» был продано за $102 тыс. в 2023 г.
История катастрофы в 5500 предметов
В 2016 г. выставочная компания Premier Exhibitions объявила себя банкротом, а, чтобы расплатиться с долгами, выставила на аукцион уникальную коллекцию из 5500 предметов с «Титаника».
Они были извлечены со дно океана, а не подняты с поверхности, как многие другие артефакты. Ее собрали в период с 1987 по 2004 гг., в ходе семи экспедиций. Всю коллекцию оценили примерно в $200 млн, в нее также включены права на подъем предметов и самого судна с подводного участка. В перечне вещей: 17-тонная секция корпуса «Титаника», фарфор, драгоценности, личные вещи, уникальные документы, фотографии, предметы интерьера, видеохроника.
По решению суда, коллекция не могла продаваться по частям, только одним лотом, а покупатель должен был сохранить артефакты доступными для публичной выставки и исследований. Аукцион не состоялся из-за отсутствия квалифицированных участников.
Вместо этого консорциум из трех хедж-фондов купил активы Premier Exhibitions, которая через свою дочернюю компанию RMS Titanic владеет коллекцией и правами на спасение Титаника, за $19,5 млн в рамках процедуры банкротства. Одним из потенциальных покупателей также была группа британских музеев, поддерживаемых Национальным географическим обществом и Джеймсом Кэмероном, снявшим в 1997 г. фильм «Титаник». Однако они не смогли собрать необходимую сумму.