То, как будет действовать компания в конкурентной среде, зависит от особенностей отрасли. Есть сферы, соперничество в которых эксперты сравнивают буквально с кровавой бойней за внимание потребителя, — по этой причине их называют алыми океанами. А есть совсем другие, новые и свободные, — голубые.
О том, как появились эти понятия и каких стратегий в своих нишах придерживаться компаниям, расскажем в этом материале.
О стратегиях алого и голубого океанов в бизнесе стало известно в 2005 г. Их идею описали в книге «Стратегия голубого океана» бизнес-консультанты Чан Ким и Рене Моборн. Авторы выделили два вида противоположных друг другу экономических пространств и специфику ведения в них бизнеса, но ключевой упор делали на свободные от других игроков отрасли.
В свое время казалось, что привнести нечто новое в работу цирков невозможно. С одной стороны, считалось, что пощекотать нервы зрителя можно лишь в том случае, если показывать им диких и опасных животных. С другой, настало новое время, когда людей стали по-настоящему беспокоить вопросы этичности эксплуатации животных. Впрочем, и самим циркам покупка и содержание зверей обходились все дороже.
Cirque du Soleil смог совершить практически невообразимое, отказавшись от традиционных представлений о цирках и сделав упор на акробатические выступления. Так он нашел свой голубой океан — свежую, неизбитую область, в которой нет конкурентов, но которая открыла для бизнеса новые возможности.
Ким и Моборн описали стратегию голубого океана как поиск компанией рынка без конкурентов, где можно будет предложить уникальный продукт и диктовать свои правила.
Сегодня похожие примеры нетривиального подхода к завлеканию потребителя можно найти, пожалуй, в большинстве отраслей — в том числе тех, которые широко представлены на фондовом рынке.
Например, в кинопроизводстве голубым рынком в свое время стали стриминговые сервисы. Интерес аудитории к телевизионным форматам, когда каждую неделю приходилось ждать новый эпизод сериала, снижался. И тогда стриминги предложили аудитории новые удобства: широкий выбор контента в библиотеке, доступ с любого устройства, более выгодные цены, чем за кабельное ТВ, и выпуск всех серий за раз. Сегодня отрасль стримингов уже изрядно «покраснела».
Еще один пример — каршеринг, который сместил сервисы проката автомобилей. Приложения позволили клиентам подписывать договоры об аренде машины дистанционно и, соответственно, экономить время.
Сегодня крупные игроки задают правила, по которым играют все остальные в этой же отрасли. Тягаться с большим бизнесом практически нереально, хоть все и стараются превзойти лидера. Это и есть алый океан.
Как пишут в книге Чан Ким и Рене Моборн, алый рынок представляет собой пространство, участники которого «режут друг другу глотки, заливая океан кровью». Такое жестокое сравнение и породило ассоциацию с алым цветом. В этом пространстве мало места для новичков, и чтобы им выжить, нужен нетривиальный взгляд и новые решения.
Отличие стратегии голубого океана от стратегии алого как раз и состоит в том, чтобы не бороться за спрос, а создавать его. По сути, голубой океан представляет собой еще никем не занятую и не освоенную нишу. Такое пространство может возникнуть как внутри алого — если, например, компания расширяет границы уже устоявшегося экономического пространства, так и опосредованно — при открытии совершенно новых бизнесов другого вида.
При этом есть мнение, что в традиционных сферах — например, финансовой — стратегия голубого океана не приживется. Причина в том, что местный потребитель не готов к новым продуктам и в целом предложить их не так легко, как в других отраслях.
Кстати, обе стратегии можно совмещать. Допустим, продолжать заниматься устоявшимся консервативным бизнесом и параллельно изучать новые ниши. Важно не забывать, что на эти разные цели нужны разные ресурсы.
Зафиксируем принципиальные различия стратегий, которых придерживаются компании в алых и голубых океанах.
Игрокам алых океанов свойственно:
Бизнесу в рамках голубых океанов присущи:
БКС Мир инвестиций