Читать 3 мин

Алый и голубой океаны. Как бизнесу найти свое место на конкурентном рынке

То, как будет действовать компания в конкурентной среде, зависит от особенностей отрасли. Есть сферы, соперничество в которых эксперты сравнивают буквально с кровавой бойней за внимание потребителя, — по этой причине их называют алыми океанами. А есть совсем другие, новые и свободные, — голубые.

О том, как появились эти понятия и каких стратегий в своих нишах придерживаться компаниям, расскажем в этом материале.

История цвета

О стратегиях алого и голубого океанов в бизнесе стало известно в 2005 г. Их идею описали в книге «Стратегия голубого океана» бизнес-консультанты Чан Ким и Рене Моборн. Авторы выделили два вида противоположных друг другу экономических пространств и специфику ведения в них бизнеса, но ключевой упор делали на свободные от других игроков отрасли.

Цирк без коней

В свое время казалось, что привнести нечто новое в работу цирков невозможно. С одной стороны, считалось, что пощекотать нервы зрителя можно лишь в том случае, если показывать им диких и опасных животных. С другой, настало новое время, когда людей стали по-настоящему беспокоить вопросы этичности эксплуатации животных. Впрочем, и самим циркам покупка и содержание зверей обходились все дороже.

Cirque du Soleil смог совершить практически невообразимое, отказавшись от традиционных представлений о цирках и сделав упор на акробатические выступления. Так он нашел свой голубой океан — свежую, неизбитую область, в которой нет конкурентов, но которая открыла для бизнеса новые возможности.

Ким и Моборн описали стратегию голубого океана как поиск компанией рынка без конкурентов, где можно будет предложить уникальный продукт и диктовать свои правила.

Сегодня похожие примеры нетривиального подхода к завлеканию потребителя можно найти, пожалуй, в большинстве отраслей — в том числе тех, которые широко представлены на фондовом рынке.

Например, в кинопроизводстве голубым рынком в свое время стали стриминговые сервисы. Интерес аудитории к телевизионным форматам, когда каждую неделю приходилось ждать новый эпизод сериала, снижался. И тогда стриминги предложили аудитории новые удобства: широкий выбор контента в библиотеке, доступ с любого устройства, более выгодные цены, чем за кабельное ТВ, и выпуск всех серий за раз. Сегодня отрасль стримингов уже изрядно «покраснела».

Еще один пример — каршеринг, который сместил сервисы проката автомобилей. Приложения позволили клиентам подписывать договоры об аренде машины дистанционно и, соответственно, экономить время.

«Режут друг другу глотки, заливая океан кровью»

Сегодня крупные игроки задают правила, по которым играют все остальные в этой же отрасли. Тягаться с большим бизнесом практически нереально, хоть все и стараются превзойти лидера. Это и есть алый океан.

Как пишут в книге Чан Ким и Рене Моборн, алый рынок представляет собой пространство, участники которого «режут друг другу глотки, заливая океан кровью». Такое жестокое сравнение и породило ассоциацию с алым цветом. В этом пространстве мало места для новичков, и чтобы им выжить, нужен нетривиальный взгляд и новые решения.

Отличие стратегии голубого океана от стратегии алого как раз и состоит в том, чтобы не бороться за спрос, а создавать его. По сути, голубой океан представляет собой еще никем не занятую и не освоенную нишу. Такое пространство может возникнуть как внутри алого — если, например, компания расширяет границы уже устоявшегося экономического пространства, так и опосредованно — при открытии совершенно новых бизнесов другого вида.

При этом есть мнение, что в традиционных сферах — например, финансовой — стратегия голубого океана не приживется. Причина в том, что местный потребитель не готов к новым продуктам и в целом предложить их не так легко, как в других отраслях.

Кстати, обе стратегии можно совмещать. Допустим, продолжать заниматься устоявшимся консервативным бизнесом и параллельно изучать новые ниши. Важно не забывать, что на эти разные цели нужны разные ресурсы.

Алый против голубого — сравниваем стратегии

Зафиксируем принципиальные различия стратегий, которых придерживаются компании в алых и голубых океанах.

Игрокам алых океанов свойственно:

  • находиться в состоянии постоянной конкурентной борьбы в своем секторе, где главная цель — победа над лидером
  • использовать текущие потребности и желания потребителей, чтобы продвигать свои товары и услуги
  • идут на компромисс между потребительской ценностью и себестоимостью
  • опираются либо на цель создания качественного и, соответственно, дорогого продукта, либо на более упрощенный и дешевый вариант.

Бизнесу в рамках голубых океанов присущи:

  • переосмысление отрасли и создание нового, свободного от конкурентов пространства, избегание борьбы
  • поиск новых предложений и выход за пределы спроса
  • отказ от компромисса между потребительской ценностью и себестоимостью
  • выстраивание стратегии компании с целью и создать новый продукт, и снизить издержки.

БКС Мир инвестиций

Читайте главные новости рынка в telegram-канале БКС Экспресс