Молодое поколение часто утверждает, что его сверстникам из прошлого финансово жилось проще. Различающиеся экономические условия и исторические периоды сформировали у людей разных поколений свои, уникальные финансовые привычки.
С помощью исследований мы постарались разобраться, действительно ли так велик экономический разрыв поколений, в чем особенности и различия их подхода к деньгам и причем здесь технологии?
Исследователи не сходятся в едином мнении о временных рамках, к которым относятся разные социальные поколения. Однако суть всегда общая: одно сменяет другое раз в 15–20 лет.
В начале 1990-х американские ученые Уильям Штраус и Нил Хоув разработали теорию поколений. Она предполагает, что каждое новое поколение людей уникально: имеет свои ценности, убеждения и поведенческие особенности, которые зависят от исторического контекста и социальных условий.
Кратко общие черты живущих сегодня поколений описаны исследователями так:
Многие критиковали тезисы исследователей из-за чрезмерного обобщения. Более того, изучение строилось на опыте американцев и не подходило для описания жизни граждан из других стран.
В развитых странах модель жизни позволяла поколениям бэби-бумеров и Х найти стабильную работу в одном конкретном месте и не менять ее, приобрести недвижимость и при этом успевать вести домашний быт. Более того, часть представителей этих поколений уже вышла на пенсию и закрыла крупные жизненные финансовые гештальты.
В то же время поколения Y и Z росли в других условиях, где для достижения этих же целей требовалось больше усилий и времени. Чем моложе поколение, тем с более комплексными жизненными задачами ему приходится сталкиваться.
Например, молодежь не планирует работать в одной компании всю жизнь, как обычно делали представители старших поколений, — часто также приходится менять отрасль. Это значит, что молодым недостаточно будет имеющегося образования и потребуются дополнительные курсы, переквалификация и прочее.
Еще одна проблема — постоянный рост стоимости жилья в крупных городах, которая актуальна для многих развитых государств. Британские профессоры Эндрю Скотт и Линда Граттон в книге «Новое долголетие: На чем будет строиться благополучие людей в меняющемся мире» пишут, что к 40 годам у нынешней молодежи будет меньше денег и ресурсов, чем у ее сверстников из прошлых поколений.
И, наконец, продолжительность жизни постоянно растет по всему миру по мере повышения уровня медицины и общих условий для существования. Параллельно в некоторых странах наблюдается тенденция на снижение рождаемости. Так, количество пенсионеров растет, а молодых людей — падает. В таких условиях экономический рост замедляется. На долю последних выпадает ответственность за обеспечение пенсии первым.
Читайте также: Перенаселение или вымирание? Как демография влияет на экономику
Все это приводит к тому, что, в отличие от представителей старших поколений, молодое не особо надеется на пенсии и рассчитывает на себя, отдавая предпочтения впечатлениям вместо крупных покупок. Например, путешествиям вместо приобретения недвижимости. Линда Граттон объясняет, что это особенность миллениалов — жить настоящим, а не будущим.
Все эти факторы неизбежно сформировали у разных поколений особые отношения к деньгам и накоплениям.
Бэби-бумеры:
Поколение Х:
Миллениалы:
С поколением зумеров несколько сложнее, потому что пока оно довольно молодо, чтобы выделять у него какие-либо четкие отличительные черты. Если пытаться судить по представителям верхней возрастной границы этого поколения, то уже сейчас можно сказать, что оно сталкивается с определенными финансовыми проблемами.
«Потребители поколения Z ощутили значительное влияние пандемии и ее последствий на свои финансы, даже большее, чем проблемы, с которыми столкнулись миллениалы в результате мирового финансового кризиса», — рассказал руководитель американского отдела исследований TransUnion.
Поколение Z чаще получает высшее образование, имеет работу и больше зарабатывает, чем миллениалы, но этот эффект сглаживается из-за высоких трат на предметы первой необходимости — в частности, на жилье. Например, в одних лишь США эти суммы на 31% больше, чем у сверстников зумеров 10 лет назад.
Также примерно у 1 из 7 представителей поколения Z по кредитным картам превышен лимит. Это наихудший показатель в срезе всех живущих ныне поколений.
По данным аналитического центра НАФИ, российские зумеры обладают высоким уровнем финансовой грамотности: 66% — задумываются о будущих финансах, 89% — считают важным формирование подушки безопасности, 65% — рациональны в покупках. При этом 42% готовы тратиться на бренды, а 23% — взять кредит на покупку желаемой вещи.
Кроме того, для зумеров крайне важна простота и быстрота получения финансовых услуг — они еще сильнее, чем миллениалы, заинтересованы в возможности проведения различных операций через гаджеты.
БКС Мир инвестиций
С защитой вложений. Регулярные выплаты и даже в валюте
Инвестировать