Личный кабинет

Прибыль Аэрофлота по РСБУ в 2018 г. снизилась в 10 раз

6
Избранное
Поделиться

Аэрофлот опубликовал финансовую отчетность по итогам IV квартала и 12 месяцев 2018 г. по РСБУ.

Выручка за 12 месяцев 2018 г. составила 504,7 млрд руб., что на 13% превышает результат прошлого года. Рост выручки объясняется увеличением объема авиаперевозок и динамикой курсов основных валют. Ослабление рубля к доллару и евро обеспечило рост выручки авиакомпании от международных рейсов.


В IV квартале 2018 г. рост выручки ускорился до 16%, благодаря увеличению пассажиропотока на 11,6%, сильнее чем в среднем по году (8,9%).

Себестоимость продаж за 12 месяцев 2018 г. составила 499,6 млрд руб., что на 24,8% превышает аналогичный показатель прошлого года. Основной вклад в увеличение издержек внес рост топливных расходов. Потери от роста цен на топливо, по оценкам авиакомпании, в 2018 г. достигли 42 млрд руб. Кроме того, дополнительный вклад в увеличение топливных издержек внесло увеличение налета по парку.

Увеличение расходов на топливо составило 44% от совокупного роста себестоимости в завершившемся году. Из других серьезных статей, обусловивших динамику показателя, стоит выделить рост лизинговых платежей на 16 млрд руб. из-за увеличения парка самолетов, и рост расходов по «код-шеринговым» операциям на 14 млрд руб.

Аэрофлот в своем пресс-релизе назвал давление со стороны топливных издержек «беспрецедентным». Менеджмент компании считает, что этот факт оказал основное давление на финансовый результат компании. В результате непропорционально большого роста себестоимости, Аэрофлот получил максимальный квартальный убыток от продаж за последние годы.


В тоже время, ряд оптимизационных мер, предпринятых менеджментом компании на фоне давления внешних факторов, позволил сократить коммерческие расходы за 2018 г. на 15% по сравнению с прошлым годом. В частности, почти в 4 раза упали расходы на рекламу и обслуживание в аэропортах. Управленческие расходы выросли незначительно в сравнении с 2017 г.

Чистая прибыль за 12 месяцев 2018 г., несмотря на оптимизацию затрат, упала в 10 раз в сравнении с прошлым годом до 2,8 млрд руб. Чистый убыток по итогам IV квартала 2018 г. составил 12,8 млрд руб., против прибыли в 2,9 млрд руб. за аналогичный период 2017 г.


Реакция на публикацию отчета

Компания опубликовала отчетность незадолго до закрытия основной торговой сессии вчера вечером. За полчаса котировки Аэрофлота обвалились на 2,5%. Уже после закрытия основных торгов, мартовский фьючерс на акции Аэрофлота потерял еще 1,6%. Давление будет сохраняться и в рамках сегодняшней торговой сессии.

Комментарий аналитика БКС Экспресс, Сергея Гайворонского

«Результаты, конечно, выглядят угрожающе. Операционный убыток в IV квартале оказался самым масштабным за последние годы. Негативные финансовые показатели можно полностью «свалить» на, как правильно выразился представитель Аэрофлота в пресс-релизе, «беспрецедентное» давление со стороны топливных расходов. Однако, результаты нельзя назвать неожиданными.

Во-первых, цифры по РСБУ выглядят особенно удручающе из-за отсутствия консолидации результатов дочерних компаний. Основным полем роста всей Uруппы Аэрофлот сейчас выступает лоукостер Победа. С учетом его результатов рост выручки в IV квартале может перевалить за 20%. Необходимо понимать, что отчетность РСБУ, например, включает рост лизинговых издержек за новые самолеты, переданные Победе в субаренду. А эти издержки быстро росли из-за снижения курса рубля. Но в свою очередь данная отчетность не включает повышенную выручку Победы на международных направлениях из-за роста курса доллара и евро.

Что касается топлива, то результаты конечно плохие, но предсказуемые. В пресс-релизе сообщается, что по предварительным расчетам рост топливных издержек из-за роста цен может оставить 48 млрд руб. по МСФО. За первые 3 квартала эта цифра, по моим расчетам, составляла 35 млрд руб. А только за III квартал компания потеряла из-за роста цен на авиационный керосин 17,3 млрд руб. Поэтому рост в IV квартале на 13 млрд руб. выглядит довольно предсказуемым.

Негативным можно считать тот факт, что топливные цены не упали в ноябре-декабре вслед за рублевой стоимостью нефти, но это было известно заранее. А пугающие прогнозы менеджмента, на мой взгляд, это попытка напомнить правительству о возможности компенсировать издержки отрасли из-за значительного роста цен на топливо. Будем надеяться, что попытка окажется удачной. Ну а убыток по МСФО должен оказаться значительно меньше, в пределах 4 млрд руб., за счет роста выручки Победы.

Мы отмечаем, что в январе стало заметным зарождение тренда на снижение топливных цен. В феврале он может продолжиться, если нефть в рублях останется в районе текущих значений. Сейчас внутренняя премия на топливные цены составляет около 25-30% к мировым уровням стоимости керосина. Такая ситуация не может продолжаться долго. Кроме того, до 1 марта правительство должно принять решение по способам компенсации потерь для отрасли, согласно указанию президента.

Текущие негативные данные могут стать драйвером для эмоциональных распродаж, но в случае серьезных просадок (в направлении 90 руб. за акцию), бумаги могут стать интересны. В конце месяца и начале следующего драйверы ожидаются в основном позитивные».

БКС Брокер

6
Избранное
Поделиться
Котировки
23:49 Мск 24 сентября 2021
Аэрофлот
Купить другие инструменты