Личный кабинет

Они вне конкуренции. Компании США и России с самой широкой маржой

2
Избранное
Поделиться

С давних времен инвесторы предпочитают в первую очередь те компании, которые выжимают максимум прибыли из своей выручки. Маржинальность — один из лучших индикаторов устойчивости бизнеса. Назовем по одному лидеру в каждом секторе в США и России.

Как отбирали

Основной критерий отбора — самая высокая маржа по чистой прибыли за минувший год. Она показывает, какую долю своего годового оборота компания может оставить себе (либо распределить в виде дивидендов) после вычета всех расходов. То есть это чистая прибыль, деленная на выручку.  

Сравнивать этот показатель у компаний из разных отраслей и стран не совсем корректно, поэтому назовем лидеров в отдельно взятых секторах. США будут представлять технологические и потребительские компании, Россию — сырьевые и энергетические.

Маржинальность это не просто еще один показатель в моменте. Наряду с рентабельностью она отражает главные конкурентные преимущества каждой конкретной компании. Например, у Apple маржа по чистой прибыли уже десять лет держится в диапазоне 21–25%. И это во многом объясняет ее устойчивость к падению спроса, росту инфляции или изменению кредитных ставок.

В России сильный пример — это МосБиржа. У компании пять лет подряд чистая маржа стабильно выше 50%. Это уровень крупнейших международных финансовых корпораций вроде Visa. Если компания умеет конвертировать половину выручки в чистую прибыль, то долгосрочно ее акции выглядят лучше конкурентов.

Лидеры в каждом секторе

Всего на рынке 11 больших секторов: от добычи сырья до IT. Мы возьмем девять крупнейших. Только те компании, которые доступны неквалифицированному инвестору без тестирования. Иначе говоря, ликвидные бумаги из состава индексов S&P 500 и МосБиржи/РТС.

- Финансы: JPMorgan Chase

Самый крупный по активам и капитализации банк США и один из самых непотопляемых бизнесов планеты. Вышел из ипотечного кризиса еще сильнее, чем был прежде. За минувшие 10 лет банк вырос втрое, что немудрено: у банка 84% выручки конвертируется в чистую прибыль. Потеснить с первого места его способен разве что Bank of America, но у него маржа пока сильно ниже — 62%.

- Здравоохранение: Moderna

Компания продолжает играть на нервах у скептиков, превращая 60% выручки в чистую прибыль. Понятно, что всему виной затянувшаяся пандемия, но факт налицо: у основных вакцинных конкурентов, вроде Pfizer, маржинальность — вдвое ниже (хотя, надо признать, и 30% — это очень хорошо). Пока COVID-19 с нами, бизнес Moderna будет на коне.

- Технологии: Texas Instruments

Один из крупнейших и старейших производителей чипов в Америке. В отрасли полупроводников по весу занимает 7 место в индексе, лишь немного уступая AMD. За минувший год TXN заработала $7,3 млрд чистой прибыли при $17,6 млрд выручки, показав чистую маржу 41%. Для сравнения, у Microsoft, которая идет второй после Texas Instrument, она на пару процентов ниже.

- Коммуникации: Meta (Facebook)

Главная соцсеть планеты уверенно сохраняет отрыв по марже от всех других больших сервисов. Даже Google с его 29% выглядит бледно на фоне 36% у бывшей Facebook. В среднем по отрасли маржинальность еще ниже — в районе 10%, так что конкурентный отрыв Meta имеет шансы сохраниться надолго.

- Потребление (защитное): Phillip Morris

Компания совершила тихую революцию на рынке табака, подсадив десятки миллионов человек на альтернативное курение (IQOS). Но и без испарителей у нее дела идут неплохо: в мире по-прежнему курит 1 млрд человек, а маржа у табачников шире, чем в газировке (Coca-Cola) или бытовой химии (Procter&Gamble) — почти 30%.

- Потребление (циклическое): McDonalds

Ресторанная сеть с феноменальной маржинальностью. Пока другие крупные сети зарабатывают в среднем около 15% чистой прибыли с оборота (например, Starbucks), империя бигмаков выжимает более 30%. Не случайно McDonalds часто относят к защитным активам: этот пищевой конвейер исправно работает даже в кризис.

- Добыча ресурсов: Норникель

Особенная компания по многим параметрам, в том числе по чистой марже. Конвертировала за минувший год более 40% выручки в чистую прибыль. В предыдущие годы показатель был ниже, но тоже высокий: 22–27%. Выше бывает только у золотодобытчиков в их лучшие годы. Черная металлургия, алмазы — отстают от Норникеля на 5–15%.

- Нефтегазовая энергетика: Сургутнефтегаз

Самая маржинальная компания в своей отрасли — около 30% по минувшему году и 20–25% в предыдущие пять лет. Для сравнения, у Лукойла чистая маржа сейчас составляет всего 7%, у Роснефти — 14%, у Газпрома — сейчас 20% (в обычные годы 10–15%). Если бы не особенности дивидендной политики Сургутнефтегаза, это была бы одна из самых желанных фишек на рынке.

- Электроэнергетика: ФСК ЕЭС

Чистая маржа у компании по уходящему году составила солидные 27%, и это обычный для нее результат. Бывали годы и по 32–35%. Компания выделяется среди других игроков отрасли. Например, у Интер РАО маржа выше 9% не бывает никогда, у Россетей максимум поднималась до 13%, у РусГидро — до 19%. Отрыв от остальной индустрии понятен: ФСК — магистральный монополист, и прямых конкурентов у нее попросту нет.

Выводы

Сравнение компаний по чистой марже может быть полезно при выборе акций на долгий срок. Это фундаментальный показатель, который в отличие от выручки и прибыли сохраняется годами. Чем выше маржинальность, тем устойчивее компания. Мы перечислили лидеров в каждом из больших секторов: шесть американских и три российских.

Даже если эти акции упали по итогам года либо слабо росли, сами компании имеют хороший запас прочности на будущее. Это значит, что их отставание на фондовом рынке носит временный характер, и с высокой вероятностью они вернутся в строй. 

БКС Мир инвестиций

2
Избранное
Поделиться
Котировки
Купить другие инструменты