Личный кабинет

Литовская авантюра ЛУКОЙЛа и Транснефти

0
в закладки
Поделиться

(Комментарий: Андрей Полищук – ФГ БКС)

ЛУКОЙЛ и Транснефть заинтересованы в покупке литовского концерна Mazeikiu Nafta. Об этом президенты компаний заявили публично. Аналитики сомневаются, что сделка состоится.

И президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, и вице-президент Транснефти Михаил Барков подтвердили готовность рассмотреть предложение о покупке, если оно поступит, а также заявили, что пока никаких переговоров не ведется.

Это будет уже третья попытка российских компаний приобрести часть литовского Mazeikiu Nafta.

Первой в конце 90-х годов 53,7% акций пытался купить ЮКОС. Тогда  литовский концерн приватизировался, то есть продавцом было литовское государство.  В то время министр экономики Литвы заявлял, что «Ивана к трубе не подпустит».

Помимо ЮКОСа были и другие российские претенденты. Однако литовские власти предпочли русским американскую компанию Williams. А американцы тайно перепродали завод ЮКОСу.

Второй раз Литва на такую удочку уже не попалась. В 2006 году ЮКОС из-за налоговых проблем выставил на продажу свой пакет Mazeikiu Nafta. Тогда был найден близкий по духу покупатель – польский PKN Orlen, который помимо пакета ЮКОСа купил 36,3% акций у литовских властей, консолидировав 90% Mazeikiu Nafta.

Кстати, в том же 2006 году российская сторона перекрыла трубопровод «Дружба», прекратив поставки нефти на Mazeikiu Nafta, и новому владельцу завода пришлось транспортировать сырье танкерами.

Связан ли этот шаг с продажей Mazeikiu Nafta полякам достоверно неизвестно. В Литве считают, что Россия это сделала в отместку. В России говорят, что поставки прекратились по техническим причинам.

«Транснефти интересен Mazeikiu Nafta с точки зрения трубопроводов, ЛУКОЙЛу – с точки зрения переработки, так что они могли бы совместно поучаствовать в этой сделке, - рассуждает Андрей Полищук, аналитик ФГ БКС. – Транснефть могла бы реанимировать трубопровод, а ЛУКОЙЛ поставлять нефть».

То есть для Mazeikiu Nafta выгодно появление новых акционеров. Ведь сейчас для обеспечения нефтезавода нефть приходится покупать в портах, а это дороже.

«Литовский актив можно оценить примерно в $4,4 млрд, - говорит Андрей Полищук. – Обычно российские компании стремятся купить около 25% в зарубежных активах, следовательно сделка может обойтись российским компаниям в $1,1 млрд».

Впрочем, эксперт по политическим мотивам ставит под сомнение эту сделку. Это подтверждают литовские газеты, которые пишут о том, что приход россиян в Mazeikiu Nafta вызвал бы политическую бурю в Литве и Польше.

Однако, как говорит Полищук, весь вопрос в цене. Кстати,  польский PKN Orlen, покупая литовский концерн, по опциону обязался в марте 2009 года выкупить у литовского государства еще 10%, доведя свою долю до 100%. Когда подошел срок исполнения опциона, поляки, сославшись на кризис, попросили перенести срок оплаты. Литовские власти пошли им на встречу и предоставили отсрочку до 30 апреля 2009 года.

Возможно, именно из-за затруднения у PKN Orlen с деньгами и возникли слухи о продажи части Mazeikiu Nafta российским компаниям. Можно также предположить, что если поляки не найдут деньги, то слухи перерастут в реальные переговоры.

Справка БКС Экспресс

В Mazeikiu Nafta входят Мажейкяйский НПЗ (мощность 12 млн тонн сырья в год), морской экспортный терминал Бутинге с пропускной способностью 8 млн тонн в год и Биржайский магистральный нефтепровод.

Елена Калиновская, обозреватель БКС Экспресс

0
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
09:06 Мск 24 марта 2019
ЛУКОЙЛ
Восстановить пароль
Также можно войти или зарегистироваться