Личный кабинет

Лидеры и аутсайдеры российского ритейла

0
в закладки
Поделиться

Ранее в обзоре Российский ритейл по итогам 2017 года мы проводили сравнительный анализ российских ритейлеров с учетом операционных результатов по итогам 2017 года. По результатам анализа темпов роста выручки и LFL-продаж самыми интересными оказались компании X5, Лента и Детский мир. Сейчас, когда все компании опубликовали финансовые показатели по МСФО, стало возможным дополнить его анализом мультипликаторов с учетом динамики EBITDA и долговой нагрузки.

По мультипликатору EV/EBITDA наиболее дешевой с существенным отрывом является М.Видео. Она же самая дешевая по мультипликатору EV/Sales после Дикси. Компания выглядит недооцененной, но все на свои места ставит тот факт, что в планах компании объединение с сетью «Эльдорадо», на выкуп которой планируется привлечение кредита около 40 млрд. Форвардные мультипликаторы с учетом объединения выглядят средними по отрасли, а синергетический эффект является долгосрочной историей. По прогнозам менеджмента, общий долговой портфель объединенной компании достигнет уровня 47 млрд руб., соотношение Чистый Долг/EBITDA составит 1,5. До конца 2020 планируется снизить его до 0,5. Возобновление выплат дивидендов планируется не раньше 2019 года.

Самым дорогим по мультипликатору EV/ EBITDA является Детский мир, что объясняется премией за рост. С учетом двузначных темпов роста выручки, по аналогичному форвардному мультипликатору компания выглядит на среднем для отрасли уровне. Кроме того, высокая маржинальность по EBITDA 10,1% является максимальной в отрасли, после рекордных 25% у Обуви России.


Впрочем, по темпам роста не так сильно отстает от Детского Мира группа X5, которая также торгуется с премией по EV/EBITDA. Однако здесь наблюдается постепенное снижение темпов.


Мероприятия компании по раскрытию стоимости в виде листинга на Московской Бирже с перспективой включения в MSCI Russia и выплаты первых в истории дивидендов пока не вселяют оптимизма в инвесторов, опасающихся, что нынешний лидер ритейла повторит судьбу предыдущего — Магнита, прибыль которого стремительно снижалась на протяжении 2017 года и сопровождались падением капитализации почти на 50%.


Тем не менее, при сравнении динамики выручки этих двух гигантов становится видно, что опасения инвесторов выглядят преждевременными, так как в действительности падение показателей Магнита происходит уже давно, в то время как X5 поддерживает вполне устойчивые темпы роста и потенциал еще присутствует, несмотря на небольшое замедление во втором полугодии 2017 г.

Что касается самого Магнита, сегодня по мультипликаторам он находится на среднем уровне. При этом дальнейшие перспективы под вопросом, учитывая смену собственника и. Отношение инвесторов к акциям этой компании будет сильно зависеть от результатов по итогам I и II кварталов этого года. На наш взгляд, позитивные моменты могут проявиться лишь во втором полугодии.

По показателю EV/Sales самой дорогой со значительным отрывом выглядит Обувь России. При этом EV/EBITDA остается на среднем уровне за счет исключительной маржинальности по знаменателю около 25%.


По соотношению Чистый Долг/EBITDA безусловным лидером является М.Видео с приличным запасом наличности около 17,8 млрд руб. Тем не менее, ситуация скоро изменится, о чем было написано выше.

Антилидером, переступившим через отметку 3,0 является компания О’кей, акции которой торгуются на Лондонской бирже в виде депозитарных расписок. В совокупности со стабильно снижающимися показателями темпов роста продаж и выручки это делает компанию малопривлекательной для инвесторов, что также выражается в низком EV/ Sales и EV/EBITDA ниже среднего. Кроме того, в магазинах группы стабильно снижается трафик покупателей, что говорит об отставании магазинов этого формата в конкурентной борьбе за клиентов. В то же время при такой высокой долговой нагрузке высвободить средства на реновацию или новые приобретения весьма проблематично.

Недалеко от О’кей ушла группа Дикси, которая объявила в конце 2017 г. о делистинге своих акций с Московской биржи. Темпы роста выручки группы с начала 2017 г. находятся на отрицательной территории, количество торговых точек снижается, а маржинальность по EBITDA самая низкая в отрасли.

На третьем месте по показателю Чистый Долг/EBITDA находится Лента, проводящая активную экспансию по открытию новых магазинов (плюс покупка региональных игроков), чем и объясняется высокая долговая нагрузка. По мультипликаторам компания торгуется с небольшой премией к средним по сектору за счет двузначных темпов роста выручки и высокой маржинальности.

Заключение

Наиболее интересными на российском рынке сейчас выглядят акции X5 и Детского мира. X5 Retail Group — это прочно удерживающий позиции на рынке гигант, у которого сохранился потенциал для роста бизнеса и реализуется дружелюбная для инвесторов политика менеджмента на раскрытие акционерной стоимости. Плюс есть перспективы роста бумаг на ожиданиях включения в индекс MSCI Russia. Детский мир — это одна из немногих историй роста с низкой долговой нагрузкой, высокой эффективностью и хорошим потенциалом расширения бизнеса.

Чуть менее привлекательной, но достаточно надежной инвестицией выглядят депозитарные расписки Ленты. Обувь России может стать интересной идеей, но пока смущает низкая ликвидность акций. Рост обувного рынка должен поддержать показатели компании, но в минувшем году темпы роста выручки показали смешанную динамику, так что хотелось бы увидеть подтверждение роста по итогам 1 полугодия 2018 г.

Галактионов Игорь
БКС Брокер

0
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Восстановить пароль
Также можно войти или зарегистрироваться