Личный кабинет

Как тарифные шоки могут широко распространиться, навредив тем, кто почти не торгует с США

0
в закладки
Поделиться

Всем очевиден ущерб от текущего протекционистского противостояния и то, что он значительно увеличится в случае обострения торговой войны. Однако масштабы этой проблемы многими недооцениваются, т. к. пострадать могут не только прямые поставщики Штатов, но и те, кто с ними почти не торгует, но задействован в глобальных цепочках поставок.

Чешская Республика экспортирует лишь небольшое количество автомобилей и автозапчастей непосредственно в США, но она может понести значительный экономический ущерб, если Штаты введут пошлины на автомобильный импорт из ЕС. Причина: Чехия поставляет детали, которые используются для сборки автомобилей, экспортируемых в США другими европейскими странами.

Европейская автомобильная промышленность является одной из многих, входящих в глобальные производственно-сбытовые цепочки (или иначе, цепочки создания стоимости), в которых различные стадии производства распределены по нескольким странам. Поскольку почти 70% европейского экспорта связано с производственно-сбытовыми цепочками, пошлины на товары, поставляемые одной страной, могут повлиять на многие другие государства. Вот почему важно рассматривать производство через призму цепочек создания стоимости при оценке потенциального экономического воздействия пошлин или других экономических потрясений.

Необходимо различать два критерия: валовая стоимость и добавленная стоимость. Когда житель Германии приобретает Volkswagen, поставляемый с завода в Братиславе, данная покупка отражается в валовом выражении как словацкий экспорт в Германию. Но хотя этот автомобиль был собран в Словакии, детали двигателя и другие компоненты пришли из третьих стран, которые обеспечивают более высокую, чем сборка, долю добавленной стоимости в конечном продукте.


Различие между традиционными показателями валового экспорта и экспортом добавленной стоимости особенно важно для Европы, потому что разница между ними велика. Экспорт других европейских стран в Германию составляет 8,3% от всего немецкого ВВП в валовом выражении, но только 2,9% ВВП в стоимостном выражении.

Чтобы понять важность измерения на основе добавленной стоимости, рассмотрим сценарий, в котором США вводят 25%-ные пошлины на импорт автомобилей и автомобильных запчастей из ЕС. Валовой экспорт автомобилей и запчастей из Европейского Союза в Штаты составляет 0,3% ВВП ЕС. Последующие потери производителей для ЕС оцениваются в 0,1% ВВП с учетом связей между цепочками поставок. Но только половина этого негативного эффекта приходится на сектора и страны, непосредственно затронутые пошлинами. Остальное воздействие передается через другие сектора и торговых партнеров по цепочкам поставок. Потери распределяются по большему количеству европейских стран, чем можно предположить по данным валового экспорта.

Вернемся к примеру Чехии. Ее прямой экспорт автомобилей и запчастей в США незначителен в валовом стоимостном выражении. Но в плане добавленной стоимости Чешская Республика заняла бы 4 место среди европейских стран, которые могут сильнее всего пострадать от пошлин на автомобили.


В исследовании МВФ также рассматривалось, как значительные изменения в темпах экономического роста в США, Китае или Германии — трех мировых торговых центрах — повлияют на Европу через цепочки создания стоимости. Главный вывод МВФ состоит в том, что вторичные эффекты динамики ВВП США и Китая являются значительными и оказывают большее влияние на экономики, сильнее всего подверженные воздействию с точки зрения экспорта добавленной стоимости.

С другой стороны, в МВФ оценили, что проблемы экономического роста Германии будут иметь меньшее влияние на другие страны. Это, вероятно, отражает меньшие размеры немецкой экономики по сравнению с США и Китаем. Кроме того, открытость и диверсифицированность немецкой экономики делает ее относительно устойчивой, поэтому она не была основным источником внешних потрясений в период после 1995 года, который проанализировал МВФ.

Тем не менее, по мнению фонда, Германия способна «транслировать» шоки, возникающие в других местах, и ее влияние может быть более значительным, если экономический рост в большей степени будет базироваться на внутреннем спросе. Это имело место в период воссоединения Восточной и Западной Германии в 1990 году.

Данные выводы могут быть полезны для политиков: измерение экспорта с помощью индикаторов добавленной стоимости дает более точную картину распределения последствий потенциальных торговых шоков. Кроме того, этот метод позволяет лучше понять, как торговые шоки распространяются через производственно-сбытовые цепочки, что могло бы помочь сформулировать компенсирующие меры, а также политику, направленную на поддержку широких слоев населения, которые наиболее вероятно будут затронуты негативным воздействием торговых войн.

По материалам blogs.imf.org

БКС Брокер

0
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Восстановить пароль
Также можно войти или зарегистрироваться