Личный кабинет

Facebook стреляет себе в ногу. «Война» с Австралией

0
в закладки
Поделиться

Австралия предлагает новые правила публикации контента, а Facebook в ответ заблокировал все местные СМИ. Споры крутятся вокруг денег — и проблема неизбежно перекинется на другие страны и на другие соцсети. Разбираемся, в чем суть конфликта.

Австралия: «кодекс новых СМИ»

Австралия разработала законы, подразумевающие, что технологическим компаниям придется платить СМИ за ссылки на их контент в лентах. Проще говоря, если в Facebook публикуется ссылка на статью, издание должно получить деньги — ведь контент делает соцсеть интересной для пользователей, и этот интерес успешно монетизируется.

Австралийская комиссия по наблюдению за конкуренцией в сентябре сообщила, что в 2019 г. из всех трат местных рекламодателей на онлайн-рекламу 53% досталось Google, 28% — Facebook, и только 19% — всем прочим веб-сайтам и рекламным инструментам.

Данные исследовательской компании Statista, пишет CNBC, показывают, что 52% австралийцев получают новости из социальных сетей, и 62% — по телевизору.

Facebook решительно против

Facebook в ответ заблокировал страницы австралийских СМИ и лишил австралийских пользователей возможностей делиться их публикациями. Поскольку блокировка прошла автоматически и широким фронтом, под раздачу попали не только СМИ, но и бюро погоды, благотворительные организации, некоторые учреждения здравоохранения и частные компании — все, кого алгоритмы соцсети по какой-то причине сочли поставщиками новостей.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон сказал, что действия Facebook были «столь же высокомерными, сколь и разочаровывающими».

Компания, в свою очередь, утверждает, что новости составляют менее 4% контента в ленте, и бизнес-выгода от них настолько минимальна, что и делить тут нечего.

Google и Microsoft идут на сделки

Под требования закона подпадет не только Facebook, но и Google, и другие компании. Поисковый гигант для начала пригрозил заблокировать поиск в Австралии, но затем склонился к сотрудничеству со СМИ. Так, Google уже заключил сделку с медиа-конгломератом News Corp, касающуюся распространения контента его изданий в США, Великобритании и Австралии и включающую, в том числе, распределение доходов от рекламы.

Ранее Google подписал еще несколько соглашений об оплате контента с издателями по всему миру — сумма 500 сделок за три года составляет около $1 млрд.  

Microsoft, у которой также есть поисковая система, заявила, что поддержит новый австралийский закон и готова ему следовать.

Канада на стороне Австралии

Для Facebook вопрос о плате за контент является принципиальным. Если австралийский бунт окажется успешным, то он перекинется на другие страны —  и частью рекламных доходов придется делиться со многими.

Канадский министр Стивен Гильбо уже заявил, что полностью поддерживает позицию заокеанских коллег и его страна разработает законы, подобные австралийским, в ближайшее время.

Facebook является самой популярной соцсетью в мире, постоянно усиливая свое влияние. Это не может не тревожить власти разных стран — в том числе из-за того, что контент сложно контролировать.

На карте: самые популярные соцсети в разных странах мира. В России лидируют Одноклассники.

Распространение ложной информации

На фоне глобальной борьбы с фейками Facebook, отключая аудиторию от новостей, созданных профессиональными СМИ, «стреляет себе в ногу», пишет Белинда Барнет из Мельбурна в статье Guardian.

Последствия распространения ложной информации будут обсуждаться в Конгрессе США в марте. Американские законодатели вряд ли станут укорять соцсеть в том, что австралийцы по ее вине лишены информации о пожарах и стихийных бедствиях — но у них к Facebook свои счеты. Штурм Капитолия после сообщений о якобы фальсифицированных выборах, отказы от вакцинации против коронавируса из-за ложных сведений о вакцинах — чтобы поговорить об этих актуальных вопросах, на заседание вызвали генеральных директоров крупнейших техгигантов: Марка Цукерберга из Facebook, Сундара Пичаи из Google и Джека Дорси из Twitter.

Facebook уже страдает от конфронтации с Apple по поводу конфиденциальности пользователей — эта проблема также в конечном счете грозит снизить рекламные доходы соцсети. В то время как другие технологические гиганты проявляют гибкость и осторожность, компания Марка Цукерберга продолжает наживать новых врагов. Или пытается продавить сделку на своих условиях: сегодня премьер-министр Австралии Скотт Моррисон сообщил, что Facebook все же вернулся за стол переговоров.

Читайте также: Тим Кук снова уколол Цукерберга. Apple и Facebook готовятся к схватке

БКС Экспресс

0
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Купить другие инструменты