Личный кабинет

Еврозона: подготовка к контролируемому дефолту Греции

0
в закладки
Поделиться

На этих выходных рынки ждали конкретных шагов для разрешения европейского кризиса, но не дождались. Политики и регуляторы пообещали рынкам, что страны еврозоны «сделают все от них зависящее для разрешения кризиса суверенных долгов». К сожалению, эти обещания не носят какого-либо предметного характера.

Ожидания и слова не могут убедить рынки в текущей ситуации. Вполне возможно, что в Италии вскоре будет правительство без жесткого противостояния; Испания в ноябре также получит новое правительство, настроенное на изменение бюджетной политики; Греция каким-то чудом не станет причиной серии банковских кризисов в Европе. Но это все надежды и ожидания.

В том, какие меры необходимо предпринять, регуляторы уже, похоже, пришли к единому мнению. Во-первых, нужно рекапитализировать банки Еврозоны. Во-вторых, необходимо обеспечить достаточно ликвидности для Италии и Испании в случае сжатия объемов рефинансирования на рынках. В-третьих, вопрос с Грецией надо решать таким образом, чтобы минимизировать любое влияние возможной реструктуризации долгов страны. Все эти меры требуют серьезного финансирования, но по итогам саммита в Вашингтоне оно в явном виде предоставлено не было.

Очень сомнительно, что Германия (или северная Европа) в ближайшем времени это финансирование выделит без какого-либо обеспечения и долгих бюрократических процедур. Немцы недовольны тем, что за их счет финансируется периферия, которая не хочет проводить соответствующие реформы. Нежелание состоятельных греков платить повышенные налоги или итальянского госаппарата сокращать свой штат сотрудников только подтверждают эту негативную тенденцию.

Единственный положительный момент Вашингтонского саммита – решение более гибко использовать Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Например, как источник для докапитализации или в качестве страховки от потерь инвесторов при дефолте Греции. Часть средств фонда должна пойти на рекапитализацию банков, которые не в состоянии самостоятельно привлекать финансирование на открытых рынках. Часть, которая останется после предоставления финансирования периферии, может быть использована как источник ликвидности для Италии и Испании в случае сжатия финансовых потоков.

Для этих целей предполагается увеличение EFSF с текущих 440 млрд евро в 4 раза, примерно до 2 трлн евро. Два важных момента касательно этого решения: успеют ли регуляторы с увеличением фонда и будет ли 2 трлн достаточно в случае неприятностей? Все чаще высказываются мнения, что кризис суверенных долгов достиг таких масштабов, что собственных сил с ним справиться у Европы уже не хватит. Тут существенную поддержку может оказать МФВ по предоставлению дополнительных линий финансирования. Еще один интересный момент: схема спасения зоны евро предполагает списание 50% долгов Греции (по предварительной информации, которая пока не была опровергнута), а это означает запуск «контролируемого» дефолта страны.

В любом случае, при всех заверениях «контролируемости» этого процесса отказ от обслуживания долгов вызовет падение фондовых рынков и ускорение бегства инвесторов в доллар и гособлигации США.

В целом, дальнейшее развитие событий представляется следующим: ЕЦБ, МВФ, ЕС и другие регуляторы сейчас предпримут все действия для максимального нивелирования негативных эффектов от дефолта, после чего этот дефолт будет запущен в режиме «ручного управления». Если все рассчитано правильно и финансирования будет достаточно, то европейскую банковскую систему зальют ликвидностью. Если же что-то пойдет не по плану, то дефолт Греции может перерасти в неконтролируемый банковский кризис со всеми вытекающими последствиями, масштабы которых прогнозировать затруднительно.

Максим Лобада, эксперт БКС Экспресс
По материалам Financial Times

0
в закладки
Поделиться
Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии. Уже есть аккаунт? Войти
Восстановить пароль
Также можно войти или зарегистироваться