Российский рынок
24 марта в 13:48

Аэрофлот минус 16%. Почему авиаперевозчик не взлетел

0
Поделиться

Акции Аэрофлота на сегодняшней торговой сессии выступают аутсайдерами. Бумаги компании потеряли более 16%, в то время как большинство бумаг торговалось в уверенном плюсе. Разбираемся, что происходит с акциями российской авиакомпании и какие у них перспективы.

Что было до приостановки торгов

Авиакомпаниям всего мира пришлось очень сложно в последние 2 года. Пандемия COVID-19 нанесла сильный удар по авиационной отрасли, обрушив пассажиропоток и на долгое время заблокировав международные авиаперевозки. В 2021 г., пока все отрасли активно восстанавливались, показатели авиакомпаний продолжали оставаться ниже уровней 2019 г.

В начале 2022 г. к акциям авиакомпаний постепенно возвращался интерес. Ожидалось, что восстановление рынка постепенно начнет отражаться в финансовых показателях Аэрофлота. Котировки были недалеко от минимумов 2020 г, что позволяло отдавать предпочтение длинным позициям. Казалось, что при смягчении геополитической напряженности акции имеют все шансы отскочить. Однако ситуация стала развиваться совершенно по другому сценарию.


Что произошло в период приостановки торгов

После 24 февраля события развивались стремительно.

 В воскресенье 27 февраля Евросоюз закрыл воздушное пространство для российских авиакомпаний. На этом направлении Аэрофлот генерировал 10% выручки. Перспектива восстановления полетов не ясна, поэтому эти деньги в 2022 г. компания уже вряд ли получит.

 Не только российским авиакомпаниям был закрыт перелет в ЕС, но и зарубежным компаниям запрещено летать на территории России. Это оставило Аэрофлот без роялти — платы за перелет иностранных бортов через российскую территорию.

 Зарубежные лизинговые компании из-за санкций отозвали самолеты, которые находятся в аренде у российских авиаперевозчиков. Российские компании не спешат возвращать их, но в случае посадки в других странах самолеты могут быть задержаны и переданы лизинговым компаниям в принудительном порядке. Поэтому полеты за рубеж критически снизились.

 Boing и Airbus отказались от обслуживания своих самолетов на территории России. Это ограничивает возможности Аэрофлота по импорту авиазапчастей и может существенно повысить расходы на эксплуатацию самолетов.

 Курс рубля упал в парах с долларом и евро, что нанесло удар по финансовому состоянию Аэрофлота. На конец 2021 г. доля обязательств по аренде валюте составляла 94% и вряд ли она ощутимо снизилась к текущему моменту. Ослабление курса точно также вносит вклад в рост расходов на обслуживание авиапарка.

 Скачок цен на нефть привел к существенному росту топливных расходов. Здесь возможна помощь со стороны регулятора, но в прошлом регуляция внутренних цен на авиакеросин оказывала очень сдержанную поддержку авиакомпаниям.

По совокупности факторов, получается очень пессимистичная картина. Расходы компании кратно возросли, в то время как возможности по генерации выручки сильно снизились. В таких условиях выходом может быть докапитализация авиаперевозчика, как это уже было в 2020 г.

Тогда для спасения компании в период пандемии было выделено 80 млрд руб., что практически вдвое размыло доли миноритарных акционеров. В нынешней ситуации пока рано говорить о конкретных цифрах, но инструмент поддержки может быть аналогичным.

Дальнейшие перспективы компании остаются неизвестными и очень сильно зависят от политического ландшафта. В теории при деэскалации напряженности между Россией и Западом открытие неба для перелетов может стать одной из первых мер, которая будет предпринята. Эти ограничения создают проблемы для всех участников рынка, поэтому будет выгодно их снять. Однако не ясно, будут ли сняты остальные ограничения и когда это может произойти.

При отсутствии серьезных улучшений акции Аэрофлота могут оставаться в числе аутсайдеров и показывать результат существенно хуже рынка.

БКС Мир инвестиций

0
Поделиться

Комментарии