Читать 3 мин

5 вопросов о дарксторах. Зачем они нужны и как работают?

В России растет спрос на услуги доставки: в 2024 г. потребители потратили на онлайн-заказы почти на четверть больше, чем годом ранее, пишет New Retail. И в целом, по данным аналитиков, отрасль будет лишь набирать обороты: мировой объем рынка доставки продуктов в текущем году составит около $941 млрд, а к 2029 г. — $1,89 трлн. По этой причине может появляться все больше «темных магазинов» — что это за формат и как он работает?

Что это такое

Даркстор (dark store — «темный магазин») — специальный склад, в котором собирают товары для формирования онлайн-заказов и дальнейшей передачи в доставку.

Такие магазины назвали «темными», поскольку их не посещают покупатели. Они доступны лишь персоналу — комплектовщикам, курьерам и другим.

Для потребителей одним из ключевых критериев выбора доставки является скорость, и формат дарксторов позволяет получить такое преимущество. Дело в том, что они организованы не так, как привычные супермаркеты — здесь товары группируют по частоте попадания в заказы покупателей, а также по весу и объему. Такая расстановка помогает собрать заказ быстрее. Кроме того, учитываются и другие нюансы: скажем, холодильники с замороженными продуктами традиционно расположены у выходов, чтобы такие товары попадали в заказ в последнюю очередь.

Безусловно, в «темных магазинах» учитывается и товарное соседство.

Кроме того, даркстор также отличается от обычного склада, в котором могут храниться и товары, которые позже попадут на полки магазинов и могут быть куплены «офлайн». Товары же даркстора рассчитаны только для онлайн-покупок, и такие «темные магазины» обычно занимают меньшую площадь, зато, как правило, чаще используют умные алгоритмы для оптимизации процессов.

Как это работает

• Выбирается помещение — это могут большие склады, расположенные за чертой города, или небольшие магазины, около 100 кв. м, которые могут находиться даже на первых этажах жилых зданий.

В «темных магазинах» оборудуют стеллажи, холодильные установки, где после будут расставлены товары.

• Поставка в дарксторы мало отличается от складской: продавцы онлайн-платформ передают продукцию или организовывают доставку от поставщиков и дистрибьюторов, затем товары принимают и располагают, как было описано выше, в соответствии с логистическим удобством.

Система контроля за товарами в дарксторах помогает следить за их количеством и качеством — она основана на базе данных.

• Совершенный клиентом заказ передается в систему, которая анализирует его состав, определяет местоположение каждого из товаров, сообщая сборщику наиболее подходящий путь. Обычно процесс комплектации занимает до 10 минут, но может увеличиться исходя из количества позиций.

• Собранный заказ проверяется — в каких-то дарксторах при помощи автоматической системы, а где-то вручную — и передается курьеру. Технологически продвинутые дарксторы обладают рядом других преимуществ: например, перечень товаров здесь может быть проанализирован и адаптирован в соответствии с популярностью продукции в конкретном районе. Допустим, если товар покупается крайне часто, то его могут завезти в большем количестве.

Когда и где появились

Впервые даракстор появился в начале 2000-х в Великобритании: такой формат магазина сети Sainsbury's проработал несколько лет, но в итоге из-за малого числа заказов был закрыт.

Sainsbury's — британская компания, которая управляет второй крупнейшей розничной сетью в Великобритании после Tesco.

А в 2009 г. даркстор был открыт и самой Tesco — это был ответ компании на растущий спрос в интернете. К концу того года, по оценкам самой сети, она выполняла около 475 тыс. онлайн-заказов в неделю, и 8 тыс. из них приходились на даркстор (другие собирались в обычных супермаркетах Tesco).

Представитель Tesco назвал дарксторы «магазинами-дотком» и отметил, что они ничем не отличаются от стандартных супермаркетов, только «единственные люди в них — сотрудники Tesco». По такому принципу дарксторы работают и сейчас.

Выгодный старт в БКС: Кешбэк и акции в подарок новым клиентам

Инвестировать

Какие есть преимущества

Для некоторых видов бизнеса даркстор станет оптимальным вариантом, поскольку обладает рядом преимуществ:

+ Есть широкие возможности для изменения ассортимента. Во-первых, анализ покупок позволит убирать товары, которые не пользуются спросом, или вводить в качестве эксперимента новые позиции. Во-вторых, для этого не нужно адаптировать обустройство супермаркета, где не так просто добавить новые полки.

+ Мы можем замечать, что в супермаркетах делают перестановки, чтобы стимулировать продажи. В дарксторах расположение товаров менять не нужно, оно обосновано логистически.

+ Также продукцию не нужно расставлять «красиво», чтобы она привлекала покупателей, главное, соблюдать условия хранения. А специально расположение товаров в «темных магазинах» работает на скорость.

+ Аренда может быть дешевле, поскольку для даркстора не обязательно подбирать, например, проходимое место, которое будет привлекать больше покупателей.

+ Отсутствие клиентов в торговом зале может помочь сотрудникам эффективнее выполнять работу.

А в чем недостатки

Среди минусов:

- География может быть ограниченной, так как формат пока сложно внедрить по всей стране, поскольку в дарксторах формируются лишь онлайн-заказы, а они популярны не во всех населенных пунктах.

- Открыть даркстор дорого, поскольку для работы склада нужна мощная IT-система. Расходы и на ее внедрение, и на обслуживание будут большими.

- Не все товары подойдут для хранения в дарксторах. Если на продукцию нет постоянного спроса, то ее размещение в «темном магазине» может быть финансово не оправдано.

Сегодня дарксторы есть у многих известных компаний: некоторые предоставляют только онлайн-услуги, часть из них покупатели могут посетить и «очно». Например, это Ozon, Пятерочка, Магнит, Яндекс Лавка, Самокат и другие. Благодаря возможности быстрой доставки они имеют конкурентные преимущества перед «коллегами» в секторе ритейла.

БКС Мир инвестиций