Все котировки
Главная > Новости и аналитика > Кризис забил спортсменам гол

Новости и аналитика

Кризис забил спортсменам гол

Кризис забил спортсменам гол

Финансовый мировой кризис ударил по российскому спорту: спонсоры урезают издержки, а менеджеры и тренеры клубов с опасением заглядывают в будущее. Что будет в 2009 году? «Для инвесторов российские клубы не являются профильным активом – сегодня клубы убыточны», - заявляют представители спортивного мира и выводят свою формулу спасения: «Клубы должны быть частной собственностью».
    
За примером далеко ходить не надо. Так, сейчас все обсуждают историю с футбольными клубами «Химки» и «Сатурн». Основной спонсор команд правительство Московской области, которой два клуба содержать невыгодно, выгодно – объединить. В хоккее – воскресенский «Химик», где уже месяц задерживают зарплату. В баскетболе – женская команда ЦСКА, самарский спонсор которой вынужден был прекратить финансирование. Приостановили свои инвестиционные проекты и те, у кого за плечами крупные корпорации. Так отложили строительство стадионов футбольные клубы «Спартак» («ЛУКОЙЛ») и ЦСКА (ВТБ), требующее инвестиций в $500 млн и 40 млн евро соответственно.
    
На чем зарабатывают клубы?

Представители спортивных сообществ рисуют довольно нерадужные перспективы: «Мы с большой озабоченностью читаем в прессе о сокращении бюджета госкорпораций, большинство из которых наши спортивные спонсоры  и рекламодатели», - говорит Дмитрий Титов, президент Федерации конного спорта России. В следующем году российский спорт столкнется с большими финансовыми проблемами».
    
О возможном сокращении зарплаты игрокам в волейболе уже заявил генеральный менеджер волейбольных клубов «Заречье» и «Искра» Андрей Бельмач: «Высококлассных спортсменов это затронет в меньшей степени, а вот среднее звено потеряет 10-30% зарплаты», - сообщил Бельмач на конференции газеты «Ведомости»: «Спорт и бизнес».
    
Проблема российского спорта в том, что основная статья доходов – спонсорские средства. Так, например, структура доходов российской футбольной Премьер-Лиги (РФПЛ) выглядит так: 47% выручки приносят ТВ-трансляции, 52% - спонсоры и 1% составляет статья «прочее». «Прочее» - это проведение различных турниров, как, например, «Суперкубок» и других коммерческих мероприятий, связанных с реализаций прав РФПЛ. Когда у западных клубов все наоборот: 65% - ТВ-трансляция, 20-25% - спонсорство, 10-15% - прочие доходы. Да и объемы спонсорства не сравнимы: если в европейской премьер-лиге спонсорские пакеты составили около 100 млн евро, то в российской – $24 млн.
    
«Хотите купить «Химки? $30 млн и он ваш»
    
Впрочем, можно сказать, что мировой финансовый кризис был тем катализатором, который обострил проблемы спортивных клубов. Традиционная система финансирования, а именно спонсорские средства и так называемая благотворительность, давно уже изжила себя. Российский спорт на порядок отстает от западного, и зачастую не в спортивных достижения. Российские менеджеры в профессиональном спорте уже давно оглядываются за границу, где клубы находятся в собственности инвесторов. «Клуб должен являться частной собственностью, это необходимый фактор для получения рентабельности», - уверен Андрей Бельмач.Только собственник может принимать и развивать программу клуба. Возьмем ситуацию с «Химками» и «Сатурном». Хотите купить? Покупайте, но вы выкупите контракт игроков клуба «Химки», сумма которого $30 млн.  Это и есть актив. Это то, что сегодня ликвидно».
    
Логика спортивного агента простая, основной доход клубов: тв-трансляции, инфраструктура, продажа билетов и клубной атрибутики, трансферы игроков. Расходная статья – контракты игроков. В любом бизнес доходы покрывают расходы. В любом, но не в российском спорте. Средства, вложенные инвестором, что говорится «не отбиваются». Проблем несколько: первая, отсутствие конкуренции на ТВ-рынке, вторая – низкая платежеспособность населения, что, соответственно, отражается на реализации билетов и атрибутики. Третья – спорт, к сожалению, не так популярен, как кажется на первый взгляд. «Возьмем спортивные трансляции, рейтинг у них намного ниже, чем у других программ», - отмечает Бельмач. – Спорт – плохо продаваемый товар на ТВ и в большинстве случаев не интересен как продукт». Не продается реклама – не идет инвестор, все просто, согласно законам бизнеса. Другая сторона этой проблемы – пустые стадионы. «Деньги тратятся на покупку высокооплачиваемых игроков для привлечения зрителей, рекламы, трансляций, чтобы они возвращались быстро. А мы что имеем? Пустые трибуны. Сколько опытов было в хоккее, возьмем московский «Динамо», когда в 2005 году были потрачены огромные средства на трансферы известных игроков», - говорит Бельмач.
    
Одним словом, менять необходимо не только структуру финансирования, но и отношение в России к спорту в целом. И если клубы оформить в частную собственность, то возникает и такой нюанс, как контракт игрока. На западе есть такое понятие как «стоимость контракта», простыми словами: например, контракт известного игрока составляет пять рублей, но «отбивается» он в пять раз больше: реклама, посещаемость стадионов, покупка атрибутики и билетов, трансферы. На сегодня, это реализуется только в российском футболе, чего не скажешь о других игровых видах спорта: волейболе, хоккее, баскетболе. В хоккее, например, обмен игроков проходит внутри лиги с учетом суммы контракта, то есть клуб берет на себя обязательство контракта другого клуба, где игрок играл ранее.
    
«При введении стоимости игрока в такие виды спорта как хоккей, волейбол, баскетбол необходимо сбалансировать контракт игрока, который напрямую должен зависеть от стоимости», - выводит свою формулу рентабельности Бельмач.
    
Футбол заработает на ТВ-трансляции
    
Что касается футбола, РФПЛ предлагает свой вариант развития. Премьер-лига объявила амбициозные планы: к 2014 году зарабатывать $200-250 млн, к  2010 - $90–100 млн в год. В 2008 году бюджет лиги определен на уровне $50 млн. Каким образом Лига собирается зарабатывать? РФПЛ в основном рассчитывает на доходы от тв-трансляций.  «К 2010 году, именно до этого срока работает нынешняя команда менеджеров, заканчивается контракт с НТВ+ на трансляцию матчей, - говорит Сергей Чебан, исполнительный директор РФПЛ, - Рассчитываем, что к этому периоду появится возможность перезаключить контракт на более выгодных условиях, если не с НТВ+, то с другим каналом». На 2009 год с НТВ+ контракт заключен на $27 млн. Чебан надеется, что к этому периода конкуренция на тв-рынке возрастет. Также Лига планирует на переход системы «осень-весна», которая наиболее выгодная не только с точки зрения рекламы для спонсоров. «Главное преимущество – переход на единую систему координат с Европой», - полагает Чебан.  И еще РФПЛ надеется, что ряд клубов завершат свои проекты по строительству стадионов. «Стадионы -  это экономическая база клуба, она дает новые возможности размещения рекламы, привлечения болельщиков и, конечно, переход  к европейскому стандарту показа матчей».
    
Как видим планы грандиозные, но вот насколько выполнимы? Пока мы наблюдаем другое: строительство стадионов приостанавливается, а клубы объединяются, чтобы выжить в условиях финансового кризиса.
    
Мария Шишкина, БКС Экспресс

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.

Другие новости

Прогнозы и комментарии: 8 дневных оборотов рынка одной сделкой

Цены на нефть резко выросли

Итоги торгов: Нефть тащит нас вверх

7 признаков надвигающегося обвала

«Оглушающее» расхождение в макростатистике США

Получить консультацию

Для того, чтобы получить консультацию и воспользоваться инвестиционной идеей или узнать о других возможностях на фондовом рынке, оставьте свой контактный номер телефона. Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

 

Показать котировки
5:49
четверг, 30 марта 2017

Авторизация

Для доступа к закрытым разделам сайта введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь. Если Вы являетесь клиентом ООО «Компания БКС», то можете использовать логин и пароль от личного кабинета. Авторизация с клиентским логином дает право на просмотр котировок Российского рынка без 15 минутной задержки (при условии наличия Вашей регистрации в соответствующей торговой системе).

Войти с помощью:

Данные передаются по защищенному протоколу

Авторизация (Шаг 2)

Введите Имя для отображения на сайте

 

Вход

Для входа на вебинар укажите:

Узнавайте новости первыми!

Подпишитесь на утреннюю рассылку БКС Экспресс и будьте в курсе самых актуальных новостей с рынков.